OKR: постановка целей, которые ориентированы на результат

Как сдвинуть дело с мертвой точки, чтобы помочь организациям процветать

Rich Sparks Rich Sparks
Просмотр тем

Когда вы хотите достичь чего-либо, вы выражаете свои желания в формулировках результата. Это очень простой базовый подход, сложившийся на заре человечества. Его можно сформулировать в виде следующего предложения: «

Я хочу достичь цели: ________, и успех достижения этой цели я буду оценивать по ____________».

Именно так Джон Дорр объясняет, что такое цели и ключевые результаты (OKR) в своей книге «Измеряйте самое важное». И хотя это простая концепция, мир бизнеса представляет собой сложный комплекс со множеством подвижных частей. Тем не менее, придерживаясь простых принципов, можно достичь больших результатов.

Большой телескоп

Что такое OKR?

Система OKR — это популярная стратегия управления, в которой определяются цели и отслеживаются результаты. Она помогает согласовать и организовать работу вокруг измеримых целей. Эта стратегия была внедрена и популяризирована в 1970-х годах компанией Intel. С тех пор она широко применяется во всей отрасли высоких технологий как способ, который позволяет сотрудникам понять цели компании и вовлекает их в работу в соответствии с ними. Исследования показывают, что участники команды более продуктивны и вовлечены, когда у них есть четкое представление о том, чего команда пытается достичь, а также о важности конкретного задания. 

«...когда сотрудники воспринимают свою работу как высоко значимую, они демонстрируют более высокую производительность,»

 

— статья «The Significance of Task Significance: Job Performance Effects, Relational Mechanisms, and Boundary Conditions» (Значение значимости задания: влияние на производительность, реляционные механизмы и граничные условия) в журнале прикладной психологии Journal of Applied Psychology. 

OKR является усовершенствованной версией широко используемой практики управления по целям (MBO). Различие в том, что OKR предполагает ведение совместной работы, а не является бюрократическим процессом с навязыванием инициативы «сверху вниз». Питер Друкер, популяризовавший метод MBO, говорил о том, что руководитель должен проанализировать цели организации, а затем устанавливать задачи исполнителя. Метод OKR, в свою очередь, предполагает, что команды внутри организации берут высокоуровневые цели и уточняют их для каждой конкретной области. И если для достижения высокоуровневых целей командам приходится работать с другими партнерами по организации, эти команды могут сотрудничать и писать цели и ключевые результаты сообща для обеспечения надлежащего согласования. Такой подход меняет ментальную установку с вопроса «мы работали над выполнением задач?» на вопрос «мы сдвинули процесс с мертвой точки, чтобы наша организация процветала?»

Гораздо полезнее думать о «процессе OKR», чем просто учитывать достижение «целей» и «ключевых результатов». Статические цели, которые не пересматриваются и не уточняются на регулярной основе по мере изменения рыночной конъюнктуры, быстро становятся устаревшими и теряют свой смысл. Четкие цели с небольшим набором конкретных, измеримых результатов и регулярные проверки прогресса в достижении этих показателей — именно это сочетание делает метод OKR действительно полезным инструментом.

Определение целей и ключевых результатов

OKR состоит из двух важных частей: цели, которую вы хотите достичь, и ключевых результатов, с помощью которых вы измеряете достижение цели.

Фелипе Кастро, коуч, автор статей, спикер и специалист по продвижению OKR, кратко описывает два компонента OKR.

Цели — это запоминающиеся качественные описания того, чего вы хотите достичь. Цели должны быть короткими, вдохновляющими и увлекающими. Они должны мотивировать команду и бросать ей вызов.

 

Ключевые результаты — это набор показателей, значения которых меняются по мере движения к цели. Для каждой цели вам необходимо иметь от двух до пяти ключевых результатов. Если их будет больше — никто их просто не запомнит.

 

В этом определении есть пара важных моментов. Во-первых, цель должна быть краткой и увлекающей, чтобы команда могла легко ее запомнить. Далее должно быть небольшое количество показателей для отслеживания ключевых результатов. Эти показатели должны представлять из себя что-то, что вы сможете регулярно измерять. Если вы сможете увидеть результаты только через два года, проверять свой прогресс ежеквартально у вас не получится.

Примеры целей

Стивен Кови в книге «Семь навыков высокоэффективных людей» пишет: «Начинайте, представляя конечную цель». Это идеальный совет для определения целей, которых вы хотите достичь.

Вот несколько примеров высокоуровневых целей.

  • Повысить удовлетворенность клиентов.
  • Увеличить регулярный доход.
  • Расширить производительность системы.
  • Увеличить количество обслуживаемых клиентов.
  • Сократить количество ошибок данных в системе.

Для каждого предприятия важно определить цели, относящиеся к конкретному контексту (рыночные силы, требования клиентов, конкурентная среда, нормативно-правовая среда и т. д.). Эти цели должны служить ориентиром для деятельности каждой команды внутри организации. Цель «быть прибыльными» хороша для большинства компаний, но она настолько общая, что не поможет командам определить, каким образом они собираются «становиться прибыльными». Цели, сформулированные как «что мы можем сделать в следующем квартале, чтобы приблизиться к достижению долгосрочных целей», помогут командам сосредоточить свои усилия на более мелких шагах, где можно регулярно обдумывать и пересматривать предпринимаемые действия.

Примеры ключевых результатов

«Ключевые результаты» — это желаемый результат после выполнения ряда действий. Распространенной ошибкой в ОКР является подмена желаемых результатов действиями, которые будут использоваться для достижения целей. Например, в приведенном ниже примере в качестве цели указано сокращение количества ошибок данных в системе. А в качестве ключевого результата указана установка новой версии пакета поставщика. При этом нет никаких упоминаний ни об отслеживаемых ошибках данных, ни о будущей цели. В данном случае невозможно оценить результат установки последней версии: улучшила она что-либо, ухудшила или не оказала никакого эффекта.

  Как НЕ надо делать: не путайте действия, предпринимаемые для достижения цели, с ключевым результатом. Пример ниже.

Цели: сократить количество ошибок данных в системе

 

Ключевые результаты: установить пакет поставщика версии 10.0

В примере ниже показано, как сохранить эту же цель и указать ключевые результаты, с помощью которых можно будет отслеживать улучшение. Для достижения желаемой цели можно провести множество различных мероприятий.

  Как надо делать: определите измеряемые результаты:

Цели: сократить количество ошибок данных в системе

 

Ключевые результаты

  • количество обращений в службу поддержки по поводу ошибок, связанных с качеством данных;
  • количество заказов, которые не могут быть заполнены автоматически;
  • количество сообщений клиентов об ошибках, связанных с заказами

Соответствие целей и ключевых результатов

Важно найти ключевые результаты, которые являются опережающими, а не запаздывающими показателями вашей цели. Вам нужны результаты, которые можно регулярно и часто измерять и которые ведут к достижению общей цели.

Цель

Показатель

Удовлетворенность клиентов

Индексы потребительской лояльности
Результаты опросов
Отток клиентов
Темп восприятия
Вовлеченность
Доля на рынке (по сравнению с конкурентами)
Коэффициенты конверсии

Регулярный доход

Ежеквартальный доход
Подписки

Производительность системы

Количество одновременно работающих пользователей
Количество клиентов
Количество жалоб на работу
Количество критических событий, инициированных системой мониторинга

Отслеживание успеха с помощью OKR

Оценки — это скользящая шкала от 0 до 1, указывающая, достигли вы целевого ключевого результата, приблизились к нему или провалились. Пример: 

0,3 = вы уделяли недостаточно внимания этой цели
0,7 = вы не достигли цели, но значительно продвинулись
1 = вы достигли вашей амбициозной цели (ура!)

Все правильно: оценка ключевого результата, равная 0,7, свидетельствует об успехе! Следует ставить перед собой амбициозные цели, но не чувствовать себя неудачником, если на четверть не дотянули до идеального результата.

Если вы регулярно набираете оценку 1,0 — возможно, следует сделать ключевые результаты еще немного более амбициозными.

В Atlassian для оценки собственных целей и ключевых показателей, а также демонстрации своего прогресса в рамках всей организации применяется простой шаблон Confluence

OKR и разработка по методологии agile

Разработка по методологии agile и OKR прекрасно сочетаются друг с другом. Говорят, что гибкая разработка снижает затраты при изменении решения. Это связано с тем, что планирование по методологии agile требует проведения регулярной проверки прогресса разработки, оценки контекста предприятия (конкуренции, требований клиентов, нормативных требований, рыночных условий) и внесения поправок на основе этой информации. Четко изложенные цели и ключевые результаты обеспечивают прозрачность.

Ежеквартальное подведение итогов может сместиться с вопроса «поставили ли мы то, что обещали поставить?» на «достигли ли мы поставленных целей?» Объединение этих двух вопросов помогает организации решить, следует продолжать двигаться по намеченному пути или лучше его изменить.

Согласование OKR с бизнес-стратегией

При определении целей и ключевых результатов важно не забывать о том, что направляет вашу организацию. Вот почему вы должны согласовывать высокоуровневые цели и ключевые результаты с миссией, видением и основными ценностями организации. Там, где цели и ключевые результаты помогают определить «что» и «как», видение должно определять «почему». Эта каскадная диаграмма показывает, как видение компании должно быть связано с годовыми и квартальными целями и ключевыми результатами. Она также показывает, где цели и ключевые результаты вписываются в общий стратегический план.

Пирамида целей и ключевых результатов, в основании которой лежат годовые цели

Цели должны поддерживать миссию и ценности компании, но при этом они должны быть тесно связаны с долгосрочными и краткосрочными (или годовыми) целями.

Начало работы с OKR

Один из способов внедрения ОКР состоит в том, чтобы организация определила три или четыре цели, которых она хочет достичь в течение года. Обычно это делается на уровне генерального директора. Затем каждая часть организации определяет связанные цели, которых они могут достичь в каждом из четырех кварталов года. Такое сочетание крупной годовой цели с более мелкими поквартальными помогут организации понять, как цели в одной конкретной области способствуют развитию всей организации.

Важно определить измеримые ключевые результаты, чтобы можно было оценить прогресс в достижении своей цели. Если установленный ключевой результат можно измерить лишь один раз в год, то и узнать, в нужном ли направлении вы движетесь, вы сможете лишь раз в год. Поскольку организации столкнулись с ускорением темпов внесения изменений, проверки прогресса один раз в год будет недостаточно.

Подробные инструкции о процессе постановки и оценки целей и ключевых результатов см. в этой игре по OKR.

Как может помочь Jira Align

Решение Jira Align от Atlassian помогает связать бизнес-стратегию с техническим выполнением. Там, где OKR отслеживает результаты выполнения, Jira Align дает четкое понимание целей, отслеживаемых ключевых результатов и работ по достижению целей. Возможности OKR, изначально заложенные в Jira Align, помогут команде согласовывать, выравнивать и мгновенно связывать работу с поставкой ценности.

Хотите подробнее узнать, как OKR может помочь уточнить стратегию организации и обеспечить постоянную согласованность? См. наш вебинар по запросу.

Выражаю особую благодарность за вклад в эту статью Казе Готтлиб, менеджеру по связанным продуктам Jira Align.

продолжение темы
Long-term agile planning

OKRs: goal setting that focuses on outcomes

Moving the needle forward to help organizations thrive

Rich Sparks Rich Sparks
Browse topics

When you want to achieve something, anything, your desires are based on a preferred outcome. It’s a very simple, basic human concept developed at an early age. One way of putting it into a sentence is:

I will ________ as measured by ____________.

This is how John Doerr explained objectives and key results (OKR) in his book Measure what Matters. While it’s a simple concept, the business world is a complex place with many moving parts. Still, by adhering to simply principles, big results can manifest.

Large telescope

What is an OKR?

An OKR is a popular management strategy that defines objectives and tracks results. It helps create alignment and engagement around measurable goals. Introduced and popularized in the 1970’s at Intel, it has since spread throughout the high-tech sector as a way to help employees understand and be engaged in an enterprise's charter. Studies show that team members are more engaged in their work and more productive when they have a clear idea of what the team is trying to achieve and, more importantly, the significance of the task. 

"...when employees percieve their jobs as high in task significance, they display higher job performance."

 

--“The Significance of Task Significance: Job Performance Effects, Relational Mechanisms, and Boundary Conditions,” in the Journal of Applied Psychology. 

OKRs are a refinement of a widely used practice of management by objectives (MBO). The difference is that OKRs are a more collaborative process as opposed to a top-down bureaucratic process. Peter Drucker – who first popularized MBO – suggested that a manager should review the organization's goals and then set the worker's objectives. In contrast, OKRs rely on the teams within the organization to take high-level objectives and refine them for each specific area. And if teams have to work with other partners in the organization to reach high-level objectives, those teams might collaborate and write OKRs together to ensure proper alignment. It’s a shift in mindset where the question changes from "were we busy doing the tasks?" to "did we move the needle for our organization to thrive?"

It’s more useful to think about the “OKR process” than it is to just consider the “objective” and the “key result” bits. Static goals that aren’t regularly reviewed and revised as the operating environment changes quickly become stale and meaningless. Combining clear objectives with a small set of specific, measurable results and a regular process of reviewing progress toward those measures is what makes OKRs truly useful.

Defining OKRs

OKRs have two important parts: The objective you want to achieve and the key results, which are the way you measure achieving the objective.

Felipe Castro, an OKR coach, author, speaker, and evangelist, summarizes the two components of an OKR:

Objectives: are memorable, qualitative descriptions of what you want to achieve. Objectives should be short, inspirational, and engaging. An objective should motivate and challenge the team.

 

Key results: are a set of metrics that measure your progress towards the objective. For each objective, you should have a set of two to five key results. More than that and no one will remember them.

 

There are a couple of key points in this definition. First, the objective should be concise and engaging, so a team can easily remember it. Next, there should be a small number of metrics to track the key results. These metrics should be something you can measure on a timely basis. If you can only see the results after two years, it’s not possible to review your progress on a quarterly basis.

Objectives examples

As Steven Covey wrote in The Seven Habits of Highly Successful People, “begin with the end in mind.” That fits perfectly with identifying the objectives you want to reach.

Some high-level objectives are:

  • Improve customer satisfaction
  • Increase recurring revenue
  • Scale system performance
  • Increase the number of customers served
  • Reduce the number of data errors in the system

The important thing for each enterprise is to identify the objectives that are relevant to a specific context (market forces, customer requirements, competitive landscape, regulatory environment, etc.) And the objectives should help guide the activities of each of the teams within the organization. Having an objective of “be profitable” is fine for most companies, but that objective is so high-level it doesn’t help teams determine how they’re going to “be profitable.” Framing objectives in terms of “what can we achieve in the next quarter to help us reach our long-term goals” helps teams focus their efforts into smaller steps that allow for regular reflection and realignment of activities.

Key results examples

“Key results” are the desired outcome after taking a set of actions. A common mistake with OKRs is confusing desired outcomes with actions used to reach objectives. For example, in the case below, the objective is to reduce the number of data errors in the system. But the specified key result is installation of a new vendor package release. However, there’s no mention of tracked data errors or the future goal. There’s no way of knowing if installing the latest release made things better, worse, or had no effect.

  What NOT to do: Mistake the actions taken to achieve an objective as the key result. For example:

Objectives: Reduce the number of data errors in the system

 

Key results: Installation of release 10.0 of the vendor package

In the example below, we show how to keep the same objective and specify key results that tracks if improvements are achieved. There may be many different activities done in concert to achieve the desired objective.

  What to do: Identify measurable results:

Objectives: Reduce the number of data errors in the system

 

Key results

  • as measured by the number of data quality errors reported to the support desk
  • as measured by the number of orders that can’t be filled automatically
  • as measured by the order errors reported by customers

Matching objectives and key results

It’s important to find key results that are leading indicators of your objective, as opposed to lagging indicators. You want results that can be measured regularly and frequently, and lead to the overall objective.

Objective

Metric

Customer satisfaction

Net promoter scores
Survey results
Customer churn
Adoption rate
Engagement
Market share (vs competition)
Conversion rates

Recurring revenue

Quarterly revenue
Subscriptions

System performance

Simultaneous users
Number of customers
Number of performance complaints
Number of monitoring system triggered critical events

Tracking success with OKRs

Scores – A sliding scale between 0 and 1 that indicates whether you missed, came close to, or hit your stated target for the KR. For example: 

.3 = you missed the mark by quite a lot
.7 = you didn't hit your target, but made great progress
1 = you hit your stretch target (awwwww yeah...)

That's right: scoring .7 on a key result is considered a success! You should set ambitious stretch goals and not feel like a failure if you end the quarter without a perfect score.

If you are regularly scoring 1.0 on your results, you might want to make sure your key result targets a little more ambitious.

At Atlassian, we use a simple confluence template to score our OKRs and communicate our progress to the broader org. 

OKRs and agile development

Agile development and OKRs go together perfectly. It's been said that agile development decreases the costs of changing your mind. That’s because agile planning calls for a regular, planned cadence of checking the progress of development, evaluating the context of the enterprise (the competition, customer requirements, regulatory requirements, market conditions), and making adjustments based on this information. Having clearly communicated objectives and key results provides transparency.

A quarterly review can shift from “did we deliver the things we said we’d deliver?” to “did we achieve the objectives we wanted?” Combining those two questions helps an organization decide whether to continue on their path or modify it.

Aligning OKRs to business strategy

When establishing OKRs, it is important not to lose sight of what's guiding your organization. Therefore, you should align top-line OKRs with your organization’s mission, vision, and “north star” values. Where OKRs help define the "what" and the "how," your vision should enforce the "why." This cascading diagram helps illustrate how a company's vision should be linked to both your annual and quarterly OKRs. It also shows where OKRs fit within the overall strategic planning exercise.

OKRs pyramid with yearly goals at the base

Your objectives should support your mission and your company’s values, but they should be tightly aligned to your long-term and short-term (or 1 year) goals.

Getting started with OKRs

One way to introduce OKRs is to have an organization identify three or four objectives it wants to achieve for the entire year. This is usually done at the CEO-level. Then have each part of the organization identify related objectives they can achieve in each of the four quarters in the year. This mix of big yearly target with the smaller quarters can help the organization learn how objectives in one particular area contribute to the entire organization.

It’s important to identify measurable key results so you can check progress toward your objective. If you set a key result that can only be measured once a year, you’ll only have one chance per year to know if your work helps you reach your objectives. As organizations deal with the increasing pace of change, checking progress once per year isn’t enough.

If you would like more guidance on the process of establishing and scoring OKRs, check out this OKRs play.

How Jira Align can help

Atlassian’s Jira Align solution helps connect your business strategy to technical execution. Where OKRs track the results of execution, Jira Align provides a clear insight into objectives, key results you track, and the work toward delivering objectives. The OKR features natively included in Jira Align help your team get aligned, stay aligned, and instantly connect work with value delivery.

Curious to learn more about how OKRs can help focus your organizational strategy and drive alignment on an ongoing basis? Watch our on-demand webinar.

Special thanks to Caz Gottlieb, Associate Product Manager, Jira Align for her contributions to this article.