Close

Ретроспективы agile

Ретроспектива — это любое время, когда команда размышляет о прошлом, чтобы улучшить будущее. Помимо рабочих вопросов в технических и нетехнических командах, ретроспективы можно устраивать практически по любым темам. В настоящий момент мы проводим публичную ретроспективу по методам agile в разработке программного обеспечения. Помогите определить будущее методологии agile, добавив свои идеи на нашу доску.

Подключайтесь к обсуждению #RetroOnAgile

Поразмышляйте о своем опыте разработки программного обеспечения и напишите в Твиттере сообщение с хэштегом #RetroOnAgile. Расскажите нам о том, что вам нравится, под хэштегом #ILike, что вам хотелось бы улучшить — с хэштегом #IWish, что вы бы хотели увидеть в будущем — с хэштегом #WhatIf. Для вдохновения используйте тысячи ответов, представленных ниже. Ваш отзыв отобразится здесь в течение 24 часов.

Совет. ^^^ Подставьте в вопрос свой ответ, сохранив хэштеги ;-)

Наша доска #RetroOnAgile

Зачем проводить ретроспективу?

Agile-ретроспектива была изобретена в 2001 году одним росчерком пера. Последний из двенадцати принципов agile-разработки гласит:

«Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы».

Манифест методики agile со всей ясностью заявляет: для лучшего соответствия ценностям гибкой методологии разработки команды должны регулярно встречаться для проведения проверок и внесения поправок. Обычно команды разработчиков следуют этому принципу, проводя регулярные ретроспективные встречи, и хотя эта страница посвящена именно таким встречам, это не единственный способ проведения ретроспективы.

Позже концепция ретроспективы вышла за рамки групп разработчиков и распространилась на все аспекты бизнеса и командной работы.

Мне знакомы маркетинговые команды, использующие ретроспективу при проведении кампаний, и команды менеджеров, которые применяют ретроспективу в больших презентациях — более того, компания Atlassian проводит ретроспективу в рамках всей своей отрасли. Такое принятие ретроспективы и ее распространение на все аспекты бизнеса очень воодушевляет.

Причина, по которой ретроспектива вызывает столько интереса, заключается в том, что именно сейчас начинается реальное активное испытание методологии agile. Многие ключевые концепции манифеста гибкой разработки укрепляются благодаря этим ретроспективным встречам. Обдумайте следующие ценности.

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  • Готовность к изменениям важнее следования плану.

Суть ретроспективы заключается именно в работе с реальными людьми для внесения изменений и улучшений. Мало что может лучше подкрепить принципы agile-разработки. Теперь, когда мы разобрались, почему ретроспектива так важна, ознакомьтесь с информацией о том, как самим организовать такое совещание.

Помните, что мы проводим ретроспективу для улучшения текущего положения дел, поэтому если вы увлеклись методологией agile, участвуйте в нашей ретроспективе #RetroOnAgile и помогите определить будущее разработки программного обеспечения.

Подписаться

Оставайтесь в курсе ретроспективы #RetroOnAgile и других тенденций agile

Thanks for signing up!

Ретроспективное совещания

Ретроспективы — это отличная возможность для agile-команды оценить самих себя и составить план улучшений на будущее. Ретроспектива поддерживает идею постоянного усовершенствования и защищает от ловушек самонадеянности, заставляя выходить за рамки рабочего цикла, чтобы поразмыслить о прошлом.

Цель ретроспективного совещания заключается в следующем.

  • Оценить, как прошел последний спринт, итерация или иная рабочая единица (это особенно важно в контексте динамики, процессов и инструментов команды).
  • Сформулировать удачные и неудачные моменты и определить их приоритет.
  • Составить и осуществить план по улучшению работы команды.

Ретроспектива предоставляет безопасное место, где можно сфокусироваться на самоанализе и адаптации. Для успешного проведения ретроспективы необходима атмосфера поддержки, которая поощряет вклад всех участников команды (но не принуждает вносить предложения).

Ретроспектива должна давать вашей команде положительный опыт и заряжать ее энергией. Она помогает участникам команды делиться важными отзывами, смиряться с разочарованиями и сообща находить решения. Организаторы тоже могут многое узнать для себя, в том числе лучше понять, как работает команда и какие трудности (и успехи) она пережила в последнем спринте. Результатом успешной ретроспективы становится список улучшений, за которые участники команды берут ответственность и к которым стремятся в следующем спринте.

Как провести вашу первую ретроспективу

Хотя бывает полезно изменять формат ретроспективы (подробнее об этом ниже), некоторые аспекты, такие как хронометраж, участники и общая форма, должны по возможности оставаться неизменными.

Когда

Для agile-команд, работающих по традиционному двухнедельному спринту, ретроспектива должна проводиться в конце каждого спринта. Для команд, где рабочий процесс находится ближе к методу Kanban, более целесообразной может оказаться ежемесячная или ежеквартальная ретроспектива. После развертывания крупных инициатив полезно также привлекать к участию представителей вышестоящего руководства; старайтесь обсуждать не конечный продукт, а совместную работу команды над ним.

Выделите на это от тридцати минут до часа в зависимости от того, сколько длился спринт и какой объем работы нужно охватить в обсуждении.

Кто

На ретроспективе должен присутствовать каждый участник команды. Руководит дискуссией организатор совещания: это может быть scrum-мастер, владелец продукта, или же можно передавать эту обязанность по всей команде. Смело привлекайте к обсуждению дизайнеров, маркетологов или других сотрудников, которые участвовали в текущем спринте или итерации.

Что

Существует несколько способов разнообразить ретроспективу (о них мы поговорим позднее), но стандартный шаблон встречи выглядит следующим образом.

  1. Составьте короткий список того, что работало хорошо, и того, что можно улучшить. Этот список можно создать на магнитной доске, на странице Atlassian Confluence или даже на стене с помощью стикеров. Как бы вы ни зафиксировали этот первичный отзыв, обязательно сохраните его после собрания, чтобы на него можно было ссылаться в будущем.
  2. Всей командой расставьте элементы этого списка по важности. Вы можете обнаружить общие темы, которые удобнее сгруппировать.
  3. Обсудите способы и тактики для улучшения двух верхних элементов списка «Области для улучшения». Сосредоточьтесь на конечных результатах, а не на действиях, людях или прошлом.
  4. Составьте план действий. К концу сеанса команда должна подготовить несколько практических идей по улучшению выбранных областей, для которых будут четко определены владельцы и сроки выполнения.
  5. Будьте дисциплинированы в отношении выполнения пункта 4. Ничто так не разочаровывает, как постоянное обсуждение одних и тех же трудностей в каждой ретроспективе. Чтобы избежать бездействия (и разочарований!), убедитесь, что все участники возвращаются к работе, имея четкое представление о дальнейших действиях. Для каждой задачи плана, составленного во время ретроспективы, нужно назначить конкретного владельца, который доведет ее выполнение до конца.

Разнообразие придает вкус жизни

Стандартизация ретроспективы — хорошая идея для постепенного укрепления стабильности и доверия со стороны команды. Однако организаторы могут попробовать несколько приемов, чтобы раскрыть дополнительные идеи, привлечь к участию новых участников команды или просто поддержать интерес.

Привлеките организатора со стороны. Обычно ретроспективу проводит Scrum-мастер или руководитель проекта, но вы можете пригласить гостя, который поможет провести следующую ретроспективу. Динамика может показать положительные изменения, если у человека, ведущего дискуссию, не будет личной заинтересованности. Более того, эта стратегия позволяет сотрудникам в организации понаблюдать за тем, как работают другие agile-команды, и позаимствовать полезный опыт для использования в своей команде.

Измените список подсказок. В конце концов, ретроспектива призвана выявить, что работает, а что нет. Но достижение этих хххх может означать хххх. Можете использовать для подсказки следующие варианты.

  • Начать/прекратить/продолжить: какие действия команде нужно начать выполнять, а какие — прекратить или продолжить. Сосредоточьтесь на том, как перестать выполнять элементы из столбца «Прекратить».
  • Больше/меньше: что команда должна делать больше, а что — меньше. Создайте план по блокировке главных элементов из списка «Делать меньше».
  • Радость/грусть/гнев: что заставляет участников команды радоваться, грустить или испытывать гнев. Как вы уже догадались, нужно сосредоточиться на списках «Грусть» и «Гнев» и том, как улучшить ситуацию, чтобы в следующий раз был заполнен только список «Радость».

Пригласите руководство. После запуска крупного проекта пригласите на час представителя руководящей команды и сфокусируйтесь на обсуждении совместной работы команды (а не подробностей выполнения этой инициативы).

Существует множество способов внести улучшения, поэтому не стесняйтесь искать новые приемы самостоятельно. Независимо от того, пытаетесь вы наладить взаимодействие распределенной команды или улучшить недостаточно эффективный процесс проведения ретроспективы, главное — это сохранить вовлеченность команды и получить реальный план действий.

Подключайтесь к обсуждению!

Теперь, когда вы узнали основные положения о проведении ретроспективы, мы бы хотели услышать о ретроспективах вашей команды. Напишите в Twitter, начав сообщение с хэштегов #IWish или #WhatIf, и вы сможете увидеть свой отзыв на нашей виртуальной доске выше! Подключайтесь к обсуждению →

продолжение темы
Distributed scrum

Agile Retrospectives

A retrospective is anytime your team reflects on the past to improve the future. Between technical and non-technical teams, you can retro on just about anything! Right now, we're hosting a public retrospective on agile software development. Help define the future of agile by adding some of your ideas to our board. 

Join the #RetroOnAgile conversation

Reflect on your software development by tweeting with #RetroOnAgile. Tell us one thing you like with #ILike, one thing you wish you could improve with #IWish, and one thing you'd like to see in the future with #WhatIf. Use the hundreds of responses below as inspiration. Your feedback will show up here within 24 hours.

Pro Tip: ^^^ Replace the question with your answer, leave the hashtags ;-)

Our #RetroOnAgile board

Why run a retrospective?

In 2001, with the stroke of a pen, the agile retrospective was born. The last of the twelve principles of agile development reads as follows: 

"At regular intervals, the team reflects on how to become more effective, then tunes and adjusts its behavior accordingly."

The agile manifesto makes it clear: In order to best live the agile values, teams should meet reguarly to check in and make adjustments. Most commmonly, development teams apply this principle by hosting regular retrospective meetings, and while that meeting is the focus of much of this page, it's not the only way to retro. 

More recently, the concept of retrospectives has made it's way out of development teams and into all facets of business and teamwork.

I know marketing teams that retro on campaigns, management teams that retro on large presentations, and above, Atlassian is hosting a retrospective on their entire industry. This openness to retrospecives, and their proliferation into all facets of business, is something to get incredibly excited about.

The reason to get excited about retrospectives is that they are where the agile rubber hits the road. So many of the core concepts in the agile manifesto are reinforced through retrospecitve meetings. Consider the following values: 

  • Individuals and interactions over processes and tools
  • Responding to change over following a plan

At face value, this is what a retro is all about: Working with real people to make changes and improvements. Few things reinforce agile principles better. Now that we know why retrospectives are so important, read on and learn how to host a meeting on your own. 

And don't forget, we do retrospectives to make things better, so if you're into agile, participate in our #RetroOnAgile and help define the future of software development.  

Subscribe

Stay abreast of the #RetroOnAgile and other agile trends

Thanks for signing up!

The retrospective meeting

Retrospectives are an excellent opportunity for your agile team to evaluate itself and create a plan to address areas of improvement for the future. The retrospective embraces the ideal of continuous improvement - and protects against the pitfalls of complacency - by stepping outside the work cycle to reflect on the past:

The purpose of the retrospective meeting is to:

  • Evaluate how the last sprint, iteration, or work item went, specifically around the team dynamic, processes, and tools.
  • Articulate and stack rank the items that went well, and those items that did not.
  • Create and implement a plan for improving the way the team does work.

The retrospective provides a safe place to focus on introspection and adaptation. In order for retrospectives to be successful, there needs to be a supportive atmosphere that encourages (but doesn’t force) all team members to contribute.

The retrospective should be a positive, energizing experience for your team. It helps team members share important feedback, let go of frustrations, and work together to come up with solutions. Facilitators can also get a lot from the retrospective, including a better understanding of how the team works together and what challenges (and successes) they experienced in the last sprint. A successful retrospective results in a list of improvements that team members take ownership of and work toward in the next sprint.

How to run your first retrospective

While it can be beneficial to vary the format of the retrospective (more on that below!), certain aspects like timing, attendees, and general format should remain as consistent as possible.

The when:

For agile teams working in the traditional two week sprint, the retrospective should take place at the end of every sprint. For teams running a more Kanban-esque style of work, a monthly or quarterly retrospective may make more sense. It's also healthy to engage members of the broader leadership after major initiatives have been rolled out; be careful to focus not on what was delivered, but rather on how the team worked together produce it.

Plan to spend at least thirty minutes, and up to an hour, depending on how long the sprint is and how much you have to cover.

The who:

Every team member should attend the retrospective, with a facilitator leading the discussion. The facilator can be the scrum master, product owner, or it can rotate throughout the team. Feel free to pull in designers, marketers, or anyone else who contributed to the current sprint or iteration.

The what:

There are several ways to mix up your retrospective (which we’ll discuss below), but here’s a basic template for retrospective meetings:

  1. Create a short list of things that worked well and things that could be improved. This list can be created on a whiteboard, on an Atlassian Confluence page, or maybe even sticky notes on the wall! No matter where you capture the initial feedback, be sure to memorialize it right after the meeting so it can be referenced down the road.
  2. Prioritize this list by importance as a team. You may discover common themes, which can be grouped together.
  3. Discuss ways and tactics to improve the top two items on the "room for improvement" list. Focus on outcomes, not actions or people, or the past.
  4. Create an action plan. By the end of the session, the team should have produced a few actionable ideas with clear owners and due dates to address the areas of improvement. 
  5. Be disciplined about executing #4. Nothing is more frustrating than repeating the same roadblocks in every retro. Avoid stagnation (and frustration!) by making sure everyone walks away with clear next steps. Each action item identified in the retro should have a clear owner who follows it through to completion.

Because variety is the spice of life

Standardizing your retrospective is a good idea to create consistency and to build trust amongst the team over time. But there are a few "tweaks" facilitators can try that may help uncover additional insights, encourage participation from new team members, or simply keep it interesting.

Bring in an outside facilitator. Typically retrospectives are run by the scrum Master or project lead, but you may want to consider bringing in a guest to facilitate your next retro. The dynamic may shift in a positive way by having someone with no "skin in the game" lead the discussion. Moreover, this strategy enables someone else within the organization to observe how other agile teams are working and may pick up some best practices for his or her own team.

Vary the list prompts. At the end of the day, the retrospective is meant to uncover what's working and what's not. But arriving at those xxxx may be xxxx. Consider these different prompts:

  • Start / Stop / Continue: What the team should start doing, stop doing, and continue doing. Focus on ways to discontinue items in the "Stop" column.
  • More / less: What the team needs to do more and less of. Create a plan around how to tackle the top items in the "do less" list.
  • Glad / Sad / Mad: What made the team glad, sad, and mad. You guessed it, focus on the sad and mad lists and how to improve so there are only items in the glad column next time.

Engage leadership. After a major project has been rolled out, schedule an hour with a member of your leadership team and focus on how the team worked together (not particulars of how the initiative went).

There are plenty of ways to improve, so don’t hesitate to find some new tricks of your own. Whether you’re trying to engage a distributed team or improve a retro process that has stagnated, the key is to keep your team engaged and make the results actionable.

Join the conversation!

Now that you know the basics of running a retrospective, we'd love to hear from you about your team's retrospectives. Start your tweet with I like “I wish” or “What if” and you may just see your feedback on our virtual board above! Join the conversation →

Up Next
Kanban