Стендапы для agile-команд

Узнайте, как с помощью стендапов можно выявить блокеры и сплотить agile-команду

Dan Radigan Dan Radigan
Просмотр тем

Стендапы являются одной из базовых составляющих agile-разработки, но зачастую именно их смысл понимают хуже всего. Давайте взглянем правде в глаза: чтобы сформировать agile-команду, одних стендапов недостаточно. И существуют они не для того, чтобы раздувать чью-либо самооценку или оправдывать должностные обязанности. Стендапы проводят не для создания планов: для этих целей есть собрания по планированию спринта. Да и о блокерах говорить нужно не только на стендапах, а всякий раз, когда работу что-либо тормозит.

Из этой статьи вы узнаете, как эффективно бороться с блокерами, и познакомитесь с другими полезными советами и рекомендациями, которые применяются в Atlassian. Мы хотим помочь вам прокачать стендапы (и agile-программу в целом).

Стендапы и их место в методике scrum

Во многих видах спорта, например, в американском футболе и регби, перед каждым розыгрышем команда собирается в круг и совещается. Для команды такое совещание имеет стратегическое значение: участники обмениваются информацией, налаживают взаимосвязи и уточняют действия в предстоящей игре. Для команды разработчиков стендап играет ту же роль. Его принято называть ежедневным scrum-совещанием (а сам термин scrum происходит из регби). Стендап нужен, чтобы сплотить команду и держать всех в курсе дел.

Иными словами, стендап — это ежедневное собрание основных участников команды: владельцев продуктов, разработчиков и Scrum-мастера. Содержание этого собрания зависит от команды, но в Atlassian структура стендапа формируется тремя простыми вопросами.

  • «Что мне удалось сделать вчера?»

  • «Над чем я буду работать сегодня?»

  • «Какие проблемы мешают мне двигаться вперед?»

С помощью этих вопросов раскрывается прогресс и выявляются блокеры команды. Кроме того, когда каждый сообщает, какой вклад он или она вносит в общее дело, связи внутри команды становятся прочнее. Каждый день участникам команды предлагают рассказать о своих личных успехах и планах, чтобы все могли чувствовать гордость за общий вклад команды в жизнь организации.

Важно, чтобы каждый участник ежедневного стендапа до начала совещания знал, что он или она собирается сказать. Тогда стендап пройдет динамично, и никто не успеет заскучать. В Atlassian сотрудники используют доски Jira и быстрые фильтры, чтобы ориентироваться в своих проектах. Для подготовки к стендапу отлично подходит сочетание двух фильтров: «только мои задачи» и «недавно обновлено». Применив два этих фильтра одновременно, вы увидите задачи, назначенные вам и обновленные за последний день.

Использование быстрых фильтров в agile-досках Jira
Профессиональный совет

Часто к фильтру Only My Issues (Только мои задачи) добавляют поле Participants (Участники) из аддона Jira Toolkit. С его помощью можно добавить любые задачи, в которые вы внесли вклад, а не только те, которые были вам назначены. JQL-запрос для этого фильтра выглядит следующим образом:

assignee = currentuser() OR participants in (currentuser())

Стендапы в Atlassian

Не существует эталона, по которому стоило бы равнять все стендапы. Каждая команда в Atlassian проводит стендапы по своей модели, учитывающей особенности команды, чтобы поддерживать активность и интерес всех участников на постоянном уровне. Двух абсолютно одинаковых стендапов не бывает.

Давайте подробно изучим, что требуется для идеального стендапа, и познакомимся с примерами стендапов.

  1. Выбрать время, которое устроит всех. В Atlassian большинство стендапов для команд, работающих в одном офисе, проводится между 09:00 и 10:00. При этом у всех есть время сориентироваться в задачах на текущий день и нет необходимости набирать в команду одних «жаворонков». Для команд, участники которых распределены по разным регионам, выбирается время, которое устроит всех. Например, участники команды Jira Service Management находятся в Сан-Франциско и Сиднее. Для них стендап проводится в 15:30 по времени Сан-Франциско. Конечно, стендап после обеда не совсем удобен, но зато так мы можем без проблем поддерживать связь с коллегами по ту сторону океана в Сиднее.

  2. Поддерживайте продуктивность стендапа. Многие команды Atlassian выбирают продолжительность стендапов по своему усмотрению, чтобы никто не терял концентрацию и стендап проходил продуктивно. Меняйте ответственных за выбор продолжительности, чтобы каждый чувствовал личную ответственность и причастность. Пусть стендапы длятся не более 15 минут. Если в команде совсем немного участников, возьмите за правило проводить стендапы еще быстрее.

  3. Используйте мяч. Участники команды Jira бросают друг другу надувной мяч, чтобы каждый был вовлечен в процесс. Нельзя бросать мяч соседу или участникам, которые его уже ловили. Никому не спать! Попробуйте эту игру. Она отлично помогает привлечь всех к участию.

  4. Посвятите стендапам часть командной ретроспективы. Стендапы признаются многими Agile-методиками, но это не мешает обсуждать эффективность стендапов на ретроспективах. Некоторые команды Atlassian собираются каждый день. Другие — три раза в неделю. Команда Jira регулярно поднимает вопрос о повышении продуктивности стендапов на ретроспективе. Если команда не может извлечь пользу из стендапа, обсудите возможные причины. Вносите изменения! Стендапы — тоже часть культуры Agile.

Профессиональный совет

В некоторых командах Atlassian для проведения стендапа используют сочетание Crontabs, Pandora и настенной панели команды в Jira. Расширение Crontabs загружает сервис Pandora (и любимую музыку команды) за 15 секунд до начала стендапа, чтобы привлечь внимание сотрудников и начать собрание вовремя. На настенной панели команды отображаются все задачи, в которых возникли блокеры и на которых команда должна сосредоточить внимание в этот день.

Стендапы для распределенных команд

Сотрудники Atlassian работают в разных частях света: кто-то — в одном из наших 12 офисов, кто-то — удаленно. Стендапы помогают оставаться на связи всем сотрудникам, в каком бы регионе они ни находились. Наш подход к определению распределенной команды предельно прост: если один участник команды работает удаленно, вся команда считается распределенной. Аналогичный подход применяется к стендапам и вообще ко всем командным собраниям.

При проведении стендапа в распределенных командах рекомендуется, чтобы каждый участник подключался к видеоконференции со своего компьютера. Когда каждому выделено личное пространство и каждый присоединен к одному сеансу видеосвязи, все в команде играют по одним правилам. Все участники команды видят, слышат и воспринимают одну и ту же информацию одновременно.

Представьте команду из восьми человек, из которых пять участников находятся в одном конференц-зале, а три других совершают видеозвонок в удаленном режиме. Участникам удаленной команды будет сложно, потому что они не смогут реагировать на посторонние разговоры, невербальные сигналы и жесты, которые видеосвязь не всегда способна передать. Не говоря уже о том, как сложно им будет вставить вопрос или замечание в дискуссию в большой группе. Когда все восемь участников команды сидят за своими компьютерами, никто не упустит важных моментов командной работы.

Человек проводит стендап с помощью видеочата

Советы по проведению удаленных стендапов

  • Повысьте видимость участников команды. В Trello во время командных видеозвонков для отображения участников используется табличное представление. Благодаря этому вы видите сразу всех людей и можете установить контакт не только с говорящим. Эту возможность дает интеграция с Zoom, а также интеграции с другими платформами конференц-связи.
  • Укажите ссылку на доску Scrum. Собрать команду «вокруг» доски Scrum — это эффективный способ ввести всех в курс дела. Ваша рабочая доска обеспечит наглядное представление о каждой пользовательской истории и рабочей задаче, когда участники команды будут рассказывать, над чем они работают и что мешает им двигаться дальше.
  • Рассматривайте вариант с проведением стендапов не в режиме реального времени. Если рабочие часы у участников команды не пересекаются, на помощь приходят асинхронные стендапы. Команды могут использовать Slack или оставлять комментарии на своей рабочей доске, чтобы быстро делиться свежими новостями. С помощью интеграции Slack с Jira Software можно поделиться всей информацией, которую хотелось бы вынести из стендапа. Вы также можете изменить асинхронные стендапы по своему вкусу, чтобы поддержать всеобщий интерес.
Стендапы в Slack

Стендапы — это лишь часть работоспособной Agile-программы. Как и в случае с другими Scrum-собраниями вроде планирования спринта, обзоров итогов спринтов и ретроспектив, правильно проводить стендапы получится лишь через несколько итераций. Не бойтесь вносить в собрание изменения, которые нужны вашей команде и программе. И не забывайте получать удовольствие!

продолжение темы
Scrum master

Stand-ups for agile teams

Learn how stand-ups help uncover blockers and strenthen your agile team

Dan Radigan Dan Radigan

Stand-ups are one of the fundamental parts of agile development, and it’s often the most misunderstood. Let’s be real: stand-ups by themselves don’t make your team agile. They aren’t about inflating egos or justifying job descriptions. They aren’t a time to plan; Sprint planning is for planning. They also aren’t the only time to mention blockers. If you’re stuck, ask for help!

In this article, we’ll talk about how to effectively manage blockers as well as offer other great tips and tricks we use at Atlassian. We want to help you make your stand-ups (and your overall agile program) awesome.

What is a stand-up in scrum?

In many sports like (American) football and rugby, the team huddles before each play. The huddle is strategic: it keeps the team informed, connected, and calibrated throughout the game. For software teams, the stand-up is like the team’s huddle. It’s even commonly known as the daily scrum, and reinforces “we” to keep everyone aware of the team’s landscape and progress.

Said another way, a stand-up is a daily meeting that involves the core team: product owners, developers, and the scrum master. This meeting’s flavor is unique to each team, but at Atlassian we use three simple questions to generate structure:

  • What did I work on yesterday?

  • What am I working on today?

  • What issues are blocking me?

These questions highlight progress and help flag team blockers. Also, it strengthens the team when everyone shares the progress they’re contributing to the team. The daily reinforcement of sharing individual successes and plans keeps everyone excited about the team’s overall contribution to the organization.

At the individual level, it’s important to walk into teh day's stand-up knowing what you’re going to say. It keeps the energy of the stand-up high and everyone engaged. At Atlassian, individuals use Jira boards to keep on top of their projects with quick filters. Two great filters that can be used together to help prepare for stand-up are “only my issues” and “recently updated.” When these two filters are used together, they show the issues assigned to you and that have been updated in the last day.

Using quick filters with Jira Agile boards
Pro Tip

One popular customization of the Only My Issues filter is to add the participants field from the Jira Toolkit Add-on. This adds any issues you’ve touched rather than just issues assigned to you. The JQL for that filter would be:

 assignee = currentuser() or participants in (currentuser()) 

Stand-ups at Atlassian

Stand-ups are not a one-size-fits-all meeting. At Atlassian, each team has a personalized stand-up to keep everyone involved and engaged. No two are exactly alike.

Let’s dig into what makes a great stand-up, and check out some of our examples.

  1. Choose a time that works for everyone – At Atlassian, most stand-ups for co-located teams happen between 9 and 10 a.m. It gives everyone time to get context for the day and doesn’t require everyone to be an early riser on the team. For teams spread across different geographies, choose a time that works for all people. For example, the Jira Service Desk team is spread between San Francisco and Sydney. Their stand-up is at 3:30 p.m. San Francisco time. Sure, an afternoon stand-up is a bit non-conventional, but it’s a great way to stay in touch with colleagues across the globe in Sydney.

  2. Keep stand-up efficient – Many teams at Atlassian informally time their stand-ups to keep everyone focused and to keep the stand-up efficient. Rotate who keeps time to make sure everyone is accountable and invested. Limit the duration of stand-ups to 15 mins–max. Have a smaller team? Make it a practice to keep the stand-up even shorter.

  3. Play catch – The Jira team tosses a beachball between team members to keep everyone engaged. No one can toss the ball to someone next to them or to someone who has already gone. No zoning out! If you haven’t tried the technique, it’s a great way to keep everyone involved.

  4. Make the stand-up a part of the team’s retrospective – Stand-up s are part of many agile cultures, but it doesn’t mean that the team can’t discuss the effectiveness of stand-ups in retrospectives. Some Atlassian teams meet daily. Others meet three times a week. The Jira team regularly discusses how to make stand-ups better for the team in retrospectives. If the team isn’t finding value in a stand-up, discuss why. Make some changes! Stand-ups are agile too!

Pro Tip

Some Atlassian teams integrate Crontabs, Pandora, and the team’s Jira wallboard. Crontabs loads Pandora (and the team’s favorite music) 15 seconds before the stand-up to get everyone’s attention and to start on time. The team’s wallboard highlights any blocked issues the team needs to focus in on for the day.

Stride + stand-up for distributed teams

At Atlassian, we have team members all over the globe: in one of our 12 offices or otherwise working remotely. We rely on Stride to keep everyone connected across geographies. Each team at Atlassian has a team room that keeps everyone in touch with one another. One feature of Stride is the integration with external services that automate routine processes (bots). We use Standup Bot in our group chat rooms every day to stay in sync and keep work moving forward. 

Standup Bot

Standup Bot in Stride makes it easy to report and retrieve statuses for stand-up, especially for teams in different time zones. In fact, Atlassian built this bot for Stride because asynchronous stand-up meetings are a way of life for most teams.

Add Standup Bot to any Stride room or chat from the Atlassian Marketplace.

Schedule standups in Stride

Whether you’re a collocated or a distributed team, Standup Bot helps teams stay connected and productive. Here's how it works:

Set a reocurring time for your team standup

Invite Standup Bot to your Stride Rooms and configure the time and recurrence of your stand-up. When it's time for stand-up, Standup Bot will remind everyone to submit their reports.

Schedule standups in Stride

Stay on the loop on your team’s status

View your stand-up details in the right sidebar of your room and easily send your report. Identify who has sent their reports, who’s got blockers, and whose reports are missing.

See the history of your stand-up reports

Navigate through your past stand-up reports to get a more profound view of team member's performance and the project's progress.