Close

Kanban

Использование методологии Kanban при разработке ПО

Просмотр тем

Что такое Kanban?

Kanban — это популярный подход к реализации принципов agile и DevOps при разработке ПО. Методика предполагает обсуждение производительности в режиме реального времени и полную прозрачность рабочих процессов. Рабочие задачи визуально представлены на доске Kanban, что позволяет участникам команды видеть состояние каждой задачи в любой момент времени.

Статьи о Kanban

[ПРОДОЛЖЕНИЕ]

Хотя методика Kanban зародилась более 50 лет назад, она невероятно популярна среди современных Agile- и DevOps-команд разработчиков. В конце сороковых годов XX века компания «Тойота» начала использовать модель заполнения полок в супермаркетах, чтобы оптимизировать технологический процесс. Супермаркеты выставляют ограниченное количество товаров, которого при этом достаточно для удовлетворения потребительского спроса. Таким образом оптимизируется поток товаров между супермаркетом и потребителем. Если уровень запасов соответствует потребительскому спросу, значительно увеличивается эффективность управления складом, ведь избыточных запасов — которые тоже нужно где-то хранить — становится меньше. При этом супермаркет по-прежнему гарантирует, что нужный потребителю товар всегда есть в наличии.

Компания «Тойота» применила эту систему в своих цехах, чтобы лучше соотнести внушительные складские запасы и реально используемые в производстве материалы. Для отслеживания объемов производства в цехе (и взаимодействия с поставщиками) в режиме реального времени использовалась специальная карточка, или Kanban, которую рабочие передавали между командами. Когда в корзине заканчивались используемые на участке производства материалы, на склад передавали Kanban с указанием необходимого материала, нужного количества и т. д. На складе уже стояла новая корзина с этим материалом: ее отправляли в цех, а складские работники отсылали поставщику свой Kanban. У поставщика корзина с этим материалом тоже была готова, и он отправлял ее на склад. Конечно, в современном мире сообщения передаются совсем не так, как в сороковых, но смысл остается тем же — все основано на процессе «своевременного» производства (JIT).

Kanban для команд разработчиков ПО

В наши дни agile-команды разработчиков ПО используют принцип JIT, чтобы добиться соответствия между объемом незавершенной работы (WIP) и производительностью команды. Это дает командам больше гибкости при планировании, позволяет быстрее получать результаты, облегчает концентрацию на работе и обеспечивает прозрачность всего цикла разработки.

Kanban-доска | Atlassian — тренер по agile

Ключевые принципы методологии не устаревают, их можно применить практически в любой отрасли, однако особым успехом agile пользуется среди команд разработчиков ПО. Отчасти это обусловлено тем, от них не требуется практически никаких дополнительных затрат — нужно просто изучить основные принципы методологии. Если применять Kanban в цехах, нужно будет изменить физические процессы и приобрести дополнительные материалы, а командам разработчиков ПО потребуются только доска и карточки, да и те могут быть виртуальными.

Kanban-доски

Работа kanban-команд строится вокруг kanban-доски, которая используется для визуализации и оптимизации рабочего процесса. Хотя некоторые команды предпочитают реальные доски, виртуальные доски давно стали обязательной функцией любого инструмента agile-разработки ПО: с ними проще отследить процессы, организовать совместную работу и доступ из разных мест.

Доски нужны, чтобы визуализировать работу команды, стандартизировать процесс, а также найти и устранить блокеры и зависимости. И не важно, в какой форме они представлены — в физической или в цифровой. На стандартной Kanban-доске процесс состоит из трех шагов: «Запланировано», «В работе» и «Сделано». Однако доску можно настроить в соответствии с процессом, принятым в той или иной команде, в зависимости от ее размеров, структуры и целей.

Методология Kanban основана на полной прозрачности работы и обсуждении производительности в режиме реального времени. Поэтому доска Kanban должна стать единственным достоверным источником информации о работе команды.

Kanban-доска agile | Atlassian — тренер по agile

Kanban-карточки

В переводе с японского Kanban дословно означает «визуальный сигнал». У команд, использующих Kanban, каждая рабочая задача представлена в виде отдельной карточки на доске.

Зачем отображать работу в виде карточки на Kanban-доске? Благодаря такому наглядному представлению членам команды будет проще и удобнее отслеживать жизненный цикл рабочих задач. На Kanban-карточках отображается важная информация о конкретной рабочей задаче, доступная всей команде: имя ответственного за выполнение задачи, краткое описание выполненной работы, оценка необходимого времени и т. д. На виртуальных Kanban-досках в карточки также часто добавляют снимки экрана и другие важные для исполнителя технические детали. Когда все члены команды видят состояние каждой рабочей задачи в любой момент времени, а также всю связанную с ней информацию, повышается концентрация, обеспечивается полная прозрачность, быстрее выявляются блокеры и зависимости.

Преимущества Kanban

На сегодняшний день Kanban — одна из самых популярных методологий разработки ПО, используемых agile-командами. Kanban предоставляет командам любых размеров ряд дополнительных преимуществ, касающихся планирования задач и обеспечения производительности.

Гибкость планирования

Kanban-команда концентрируется только на текущей работе. По завершении рабочей задачи команда забирает следующую задачу с верха бэклога. Владелец продукта может менять приоритет задач в бэклоге, не мешая работе команды, поскольку изменения происходят за пределами текущих рабочих задач. Если владелец продукта следит, чтобы наверху бэклога были самые важные рабочие задачи, команда разработчиков будет гарантированно поставлять максимально ценный продукт бизнесу. Таким образом, необходимости в спринтах фиксированной длительности, используемых в методике Scrum, просто нет.

Подсказка

Опытные владельцы продуктов обязательно привлекают команду разработчиков к изменениям в бэклоге. Например, если в бэклоге описаны пользовательские истории 1–6, оценка пользовательской истории 6 может быть основана на завершении пользовательских историй 1–5. Во избежание неприятных сюрпризов все изменения лучше согласовывать с командой разработчиков.

Сокращение времени цикла

Продолжительность цикла — ключевой показатель для Kanban-команд. Под продолжительностью цикла понимается время прохождения рабочей задачей жизненного цикла, от начала работы над задачей до ее поставки. Оптимизировав продолжительность цикла, в будущем команда сможет с уверенностью предсказывать срок поставки задач.

Если теми или иными навыками обладает несколько человек, продолжительность цикла сокращается, если же только один — в процессе появляется узкое место. Именно поэтому команды стремятся делиться знаниями и внедряют такие практики, как проверка кода и наставничество. Благодаря обмену знаниями члены команды могут выполнять разнообразные задачи, что еще больше оптимизирует продолжительность цикла. Это также означает, что в случае скопления работы вся команда сможет взяться за нее и восстановить нормальное течение процесса. К примеру, тестирование не всегда выполняют только инженеры по тестированию. Разработчики тоже могут поучаствовать.

В методологии Kanban все члены команды отвечают за то, чтобы рабочие процессы протекали без сучка, без задоринки.

Меньше узких мест

Многозадачность убивает эффективность. Чем больше незавершенных задач, тем чаще приходится переключаться между ними, а это сказывается на сроках их завершения. Поэтому ключевой принцип Kanban состоит в ограничении объема незавершенной работы (WIP). Лимиты незавершенной работы позволяют быстро находить в работе команды узкие и проблемные места, вызванные нехваткой внимания, людей или навыков.

К примеру, типичная команда разработчиков ПО может использовать четыре состояния процесса разработки: «Запланировано», «В работе», «Проверка кода» и «Сделано». Для состояния проверки кода можно установить лимит WIP, равный 2. Число может показаться маленьким, но на все есть свои причины: разработчики предпочитают писать собственный код, а не проверять чужой. Низкий лимит стимулирует команду уделять особое внимание задачам в состоянии проверки, а также проверять чужую работу, прежде чем создавать свои задачи на проверку кода. В конечном итоге это сокращает общее время цикла.

Наглядность

Одна из основных ценностей — предельное внимание к повышению эффективности команды с каждой рабочей итерацией. Графики — это визуальное средство, позволяющее командам не останавливаться на достигнутом. Если у всей команды есть доступ к данным, проще заметить (и устранить) узкие места в процессе. Kanban-команды часто используют два общих отчета: графики управления и совокупного потока.

На графике управления отображается продолжительность цикла выполнения каждой задачи, а также скользящее среднее для всей команды.

Подсказка

Цель команды — сократить время прохождения задачи по этапам рабочего процесса. Если среднее время цикла на контрольном графике снижается, то команда на верном пути.

Контрольный график agile | Atlassian — тренер по agile

На сводной диаграмме процесса отображается количество задач в каждом состоянии. Выявить проблемные места несложно: если число задач увеличивается на одном из этапов, значит, что-то идет не так. Промежуточные состояния, такие как «В работе» или «На проверке», указывают на то, что задача еще не поставлена клиенту. Если таких задач становится все больше и больше, повышается вероятность серьезных конфликтов при интеграции в процессе слияния кода.

Сводная диаграмма процесса

Непрерывная поставка

Непрерывная поставка (CD) предполагает частую поставку релизов продукта клиентам. Непрерывная интеграция (CI) — это практика инкрементной автоматизированной сборки и тестирования кода в течение дня. Вместе они образуют конвейер CI/CD, без которого сложно обойтись командам разработчиков (особенно командам DevOps), если они хотят быстрее выпускать качественное ПО.

Kanban и CD идеально дополняют друг друга, поскольку обе методики основаны на своевременной (и последовательной) поставке ценности. Чем быстрее команда сможет выпустить инновационное решение на рынок, тем более конкурентоспособным будет ее продукт. Kanban-команды сконцентрированы именно на оптимизации процесса поставки продуктов клиентам.

Сравнение Scrum и Kanban

Некоторые концепции Kanban и Scrum похожи, однако в этих методиках используются совершенно разные подходы. Их необходимо четко разграничивать.

Scrum

Kanban
График

Регулярные спринты фиксированной продолжительности (например, 2 недели)

Непрерывный процесс
Подходы к релизу В конце каждого спринта после одобрения владельцем продукта Поставка выполняется непрерывно или на усмотрение команды
Роли Владелец продукта, Scrum-мастер, команда разработчиков Ролей нет, в некоторых командах работают тренеры по agile
Ключевые показатели Скорость команды Продолжительность цикла
Отношение к изменениям В ходе спринта команды стремятся избегать изменений в прогнозах спринта: изменения приведут к неверным выводам относительно оценки задач Изменение может произойти в любой момент

Некоторые команды объединяют идеалы Scrum и Kanban в Scrumban. Из Scrum берут роли и спринты фиксированной длительности, а из Kanban — ориентацию на время цикла и лимиты незавершенной работы. Но если ваша команда только начинает использовать Agile, мы настоятельно рекомендуем выбрать одну методологию и некоторое время следовать только ей. Поэкспериментировать вы всегда успеете.

Dan Radigan
Dan Radigan

Методология Agile оказала на меня огромное влияние как в профессиональном, так и в личном плане. Я понял, что и в программировании, и в жизни оптимальный подход — гибкий. Мои интересы лежат на пересечении технологий, фотографии и мотоспорта. 

продолжение темы
Boards

Kanban

How the kanban methodology applies to software development

The kanban methodology

Kanban is a popular framework used by software teams practicing agile software development. It is enormously prominent among today's agile software teams, but the kanban methodology of work dates back more than 50 years.

In the late 1940s Toyota began optimizing its engineering processes based on the same model that supermarkets were using to stock their shelves. Supermarkets stock just enough product to meet consumer demand, a practice that optimizes the flow between the supermarket and the consumer. Because inventory levels match consumption patterns, the supermarket gains significant efficiency in inventory management by decreasing the amount of excess stock it must hold at any given team. Meanwhile, the supermarket can still ensure that the given product a consumer needs is always in stock.

When Toyota applied this same system to its factory floors, the goal was to better align their massive inventory levels with the actual consumption of materials. To communicate capacity levels in real-time on the factory floor (and to suppliers), workers would pass a card, or "kanban", between teams. When a bin of materials being used on the production line was emptied, a kanban was passed to the warehouse describing what material was needed, the exact amount of this material, and so on. The warehouse would have a new bin of this material waiting, which they would then send to the factory floor, and in turn send their own kanban to the supplier. The supplier would also have a bin of this particular material waiting, which it would ship to the warehouse. While the signaling technology of this process has evolved since the 1940s, this same "just in time" (or JIT) manufacturing process is still at the heart of it.

>> Learn how to create a kanban project with JIRA

Kanban for software teams

Agile software development teams today are able to leverage these same JIT principles by matching the amount of work in progress (WIP) to the team's capacity. This gives teams more flexible planning options, faster output, clearer focus, and transparency throughout the development cycle.

While the core principles of the framework are timeless and applicable to almost any industry, software development teams have found particular success with the agile practice. In part, this is because software teams can begin practicing with little to no overhead once they understand the basic principles. Unlike implementing kanban on a factory floor, which would involve changes to physical processes and the addition of substantial materials, the only physical things a software teams need are a board and cards, and even those can be virtual.

Kanban boards

The work of all kanban teams revolves around a kanban board, a tool used to visualize work and optimize the flow of the work among the team. While physical boards are popular among some teams, virtual boards are a crucial feature in any agile software development tool for their traceability, easier collaboration, and accessibility from multiple locations.

Regardless of whether a team's board is physical or digital, their function is to ensure the team's work is visualized, their workflow is standardized, and all blockers and dependencies are immediately identified and resolved. A basic kanban board has a three-step workflow: To Do, In Progress, and Done. However, depending on a team's size, structure, and objectives, the workflow can be mapped to meet the unique process of any particular team.

The kanban methodology relies upon full transparency of work and real-time communication of capacity, therefore the kanban board should be seen as the single source of truth for the team's work.

A key tenant of kanban software development is to limit the amount of work in progress (WIP).

Kanban cards

In Japanese, kanban literally translates to "visual signal." For kanban teams, every work item is represented as a separate card on the board.

The main purpose of representing work as a card on the kanban board is to allow team members to track the progress of work through its workflow in a highly visual manner. Kanban cards feature critical information about that particular work item, giving the entire team full visibility into who is responsible for that item of work, a brief description of the job being done, how long that piece of work is estimated to take, and so on. Cards on virtual kanban boards will often also feature screenshots and other technical details that is valuable to the assignee. Allowing team members to see the state of every work item at any given point in time, as well as all of the associated details, ensures increased focus, full traceability, and fast identification of blockers and dependencies.

The benefits of kanban

Kanban is one of the most popular software development methodologies adopted by agile teams today. Kanban offers several additional advantages to task planning and throughput for teams of all sizes.

Planning flexibility

A kanban team is only focused on the work that's actively in progress. Once the team completes a work item, they pluck the next work item off the top of the backlog. The product owner is free to reprioritize work in the backlog without disrupting the team, because any changes outside the current work items don't impact the team. As long as the product owner keeps the most important work items on top of the backlog, the development team is assured they are delivering maximum value back to the business. So there's no need for the fixed-length iterations you find in scrum.

ProTip: Savvy product owners always engage the development team when considering changes to the backlog. For example, if user stories 1-6 are in the backlog, user story 6's estimate may be based on the completion of user stories 1-5. It's always a good practice to confirm changes with the engineering team to ensure there are no surprises. 

Shortened cycle times

Cycle time is a key metric for kanban teams. Cycle time is the amount of time it takes for a unit of work to travel through the team’s workflow–from the moment work starts to the moment it ships. By optimizing cycle time, the team can confidently forecast the delivery of future work.

Overlapping skill sets lead to smaller cycle times. When only one person holds a skill set, that person becomes a bottleneck in the workflow. So teams employ basic best practices like code review and mentoring help to spread knowledge. Shared skills mean that team members can take on heterogeneous work, which further optimizes cycle time. It also means that if there is a backup of work, the entire team can swarm on it to get the process flowing smoothly again. For instance, testing isn't only done by QA engineers. Developers pitch in, too.

In a kanban framework, it's the entire team's responsibility to ensure work is moving smoothly through the process.

Fewer bottlenecks

Multitasking kills efficiency. The more work items in flight at any given time, the more context switching, which hinders their path to completion. That's why a key tenant of kanban is to limit the amount of work in progress (WIP). Work-in-progress limits highlight bottlenecks and backups in the team's process due to lack of focus, people, or skill sets.

For example, a typical software team might have four workflow states: To Do, In Progress, Code Review, and Done. They could choose to set a WIP limit of 2 for the code review state. That might seem like a low limit, but there's good reason for it: developers often prefer to write new code, rather than spend time reviewing someone else's work. A low limit encourages the team to pay special attention to issues in the review state, and to review others work before raising their own code reviews. This ultimately reduces the overall cycle time.

Visual metrics

One of the core values is a strong focus on continually improving team efficiency and effectiveness with every iteration of work. Charts provide a visual mechanism for teams to ensure they're continuing to improve. When the team can see data, it's easier to spot bottlenecks in the process (and remove them). Two common reports kanban teams use are control charts and cumulative flow diagrams.

A control chart shows the cycle time for each issue as well as a rolling average for the team.

ProTip: The team's goal is to reduce the amount of time an issue takes to move through the entire process. Seeing the average cycle time drop in the control chart is an indicator of success. 

A control chart shows the cycle time for each issue in kanban agile development.

A cumulative flow diagram shows the number of issues in each state. The team can easily spot blockages by seeing the number of issues increase in any given state. Issues in intermediate states such as "In Progress" or "In Review" are not yet shipped to customers, and a blockage in these states can increase the likelihood of massive integration conflicts when the work does get merged upstream. 

A cumulative flow diagram shows the number of issues in each state in kanban agile development.

Continuous delivery

We know that continuous integration–the practice of automatically building and testing code incrementally throughout the day–is essential for maintaining quality. Now it's time to meet continuous delivery (CD). CD is the practice of releasing work to customers frequently–even daily or hourly. Kanban and CD beautifully complement each other because both techniques focus on the just-in-time (and one-at-a-time) delivery of value.

The faster a team can deliver innovation to market, the more competitive their product will be in the marketplace. And kanban teams focus on exactly that: optimizing the flow of work out to customers.

Scrum vs. kanban

Kanban and scrum share some of the same concepts but have very different approaches. They should not be confused with one another. 

  Scrum Kanban
Cadence Regular fixed length sprints (ie, 2 weeks) Continuous flow
Release methodology At the end of each sprint if approved by the product owner Continuous delivery or at the team's discretion
Roles Product owner, scrum master, development team No existing roles. Some teams enlist the help of an agile coach.
Key metrics Velocity Cycle time
Change philosophy Teams should strive to not make changes to the sprint forecast during the sprint. Doing so compromises learnings around estimation. Change can happen at any time

Some teams blend the ideals of kanban and scrum into "scrumban." They take fixed length sprints and roles from scrum and the focus on work in progress limits and cycle time from kanban. For teams just starting out with agile, however, we strongly recommend choosing one methodology or the other and running with it for a while. You can always get fancy later on.