Планирование спринтов

Планирование спринта — это событие в scrum, в рамках которого определяется объем работы на следующий спринт и критерии выполнения этой работы.

Dave West Dave West
Просмотр тем

Из этой статьи Дейва Уэста, генерального директора Scrum.org, вы узнаете, как понимают совещание по планированию спринта в Scrum.org. Главным учебным пособием Scrum.org по методике является Руководство по Scrum, официальное руководство, признанное всеми последователями Agile. Просмотрите видеозапись ниже, чтобы узнать, что думает о планировании спринта Меган Кук из компании Atlassian.

Что такое планирование спринта?

Планирование спринта — это событие в scrum, которое знаменует начало спринта. В ходе планирования определяется объем работы на спринт и способы выполнения этой работы. Планирование спринта осуществляется при содействии всей команды scrum.

В Scrum спринт — это фиксированный отрезок времени, за который выполняется вся работа. Но прежде чем начать действовать, спринт нужно спланировать. Необходимо определить продолжительность и цель спринта, а также отправную точку работы. На совещании по планированию спринта определяется круг основных задач и вектор развития спринта. Если совещание проводится правильно, команда покидает его мотивированной, заряженной решать амбициозные задачи и нацеленной на успех. Плохие планы спринтов могут загнать команду в тупик, если ей сообщают нереалистичные ожидания.

  • «Что». Владелец продукта ставит основную задачу (или цель) спринта и рассказывает, какие задачи из бэклога нужно выполнить, чтобы достичь этой цели. Scrum-команда решает, что удастся выполнить за грядущий спринт и что для этого нужно сделать в течение спринта.
  • «Как». Команда разработчиков составляет план работ, которые необходимо выполнить для достижения цели спринта. Итоговый план спринта согласуется между командой разработчиков и владельцем продукта с точки зрения создаваемой ценности и затрачиваемых усилий.
  • «Кто». Планирование спринта невозможно без участия владельца продукта и команды разработчиков. Владелец продукта ставит цель, которая зависит от искомой ценности. Команда разработчиков должна понять, может ли она достичь этой цели (и как это сделать). Если одна из этих сторон отсутствует на мероприятии, планировать спринт становится практически невозможно.
  • Входные данные. Прекрасной отправной точкой для планирования спринта является бэклог продукта, так как многое из него можно включить в состав текущего спринта. Команда также должна проанализировать текущую работу, которую она выполняет в рамках инкремента, и оценить собственные возможности.
  • Результаты. Самое важное, с чем команда может покинуть совещание по планированию спринта, — это понимание того, что нужно достичь за спринт и как начать продвижение к этой цели. Отобразить это можно с помощью бэклога спринта.
Схема, на которой показаны входные данные планирования спринта, цели совещания и результаты

Подготовка к собранию по планированию спринта

Чтобы собрание по планированию спринта прошло успешно, требуется определенная организованность. Владелец продукта должен подготовиться: освежить в памяти выводы, сделанные при прошлом обзоре итогов спринта, ознакомиться с мнениями заинтересованных сторон и их концепцией продукта. Можно сказать, что они подготавливают почву для спринта. Чтобы текущая ситуация была прозрачна и понятна, бэклог продукта следует привести в соответствие с современными реалиями и скорректировать. Уточнению бэклога посвящено отдельное мероприятие Scrum; некоторые бэклоги в нем не нуждаются, поэтому проводить его не обязательно. И все же большинству команд стоит собраться перед планированием спринта, чтобы просмотреть и скорректировать бэклог.

Подсказка

Если у вас каждый спринт длится две недели, проводите совещание по улучшению бэклога в середине спринта. Команде полезно отвлечься от спринта и оценить перспективы. Это не только поможет подготовиться к планированию спринта, но и позволит взглянуть на текущую работу со стороны.

Ограничение времени, отведенного на планирование спринта

На планирование спринта должно отводиться не более двух часов за каждую неделю спринта. Так, собрание по планированию двухнедельного спринта не должно длиться больше двух часов. В данном случае вы ограничиваете максимальный период времени, отведенный команде на планирование спринта. Scrum-мастер отвечает за то, чтобы каждый участник собрания понимал ограничения по времени. Если команда справляется с работой раньше, собрание завершается. С помощью ограничений определяется только максимальная продолжительность собрания; минимальная продолжительность не задается.

Сосредоточьтесь на результатах, а не работе

Во время планирования спринта можно легко зайти в тупик, если пытаться непременно решить, какое задание выполнить в первую очередь, кто должен им заниматься и сколько времени это отнимет. Если у предстоящей работы много составляющих, поначалу у участников совещания может быть недостаточно информации, и они будут в основном исходить из собственных допущений. В основе Scrum лежит эмпирический подход, а значит, вместо того чтобы заблаговременно составлять план, стоит учиться на практике и затем использовать полученную информацию.

Цель спринта показывает, что ожидается от этого спринта в общих чертах, однако нужный результат можно сформулировать и в содержании бэклога. Описать работу с точки зрения клиента можно, например, с помощью пользовательских историй. Пользовательские истории, написанные по модели, приведенной ниже, позволяют взглянуть на дефекты, проблемы и улучшения по-другому и увидеть, какой результат нужен клиенту, не зацикливаясь на проблеме разработчиков.

Пример-иллюстрация написания пользовательской истории

Когда в пользовательской истории прописаны однозначные измеримые результаты, можно с точностью определить, насколько успешно выполнена работа, и установить для нее критерии «готовности». Заранее проясните как можно больше аспектов предстоящей работы, чтобы у команды было четкое представление о работе. Задать вопрос, ответ на который будет найден во время спринта, гораздо лучше, чем промолчать и затем страдать от неопределенности.

Подсказка

Незнание и неопределенность — это две разные вещи. Не закрывайте глаза на то, что вы не знаете; сложная работа всегда связана с неизвестным. Не стоит скрывать свое незнание за расплывчатыми формулировками. Лучше будьте искренни, когда вы что-то не знаете, и, описывая работу, говорите, что вы стремитесь понять.

При оценке сложности работы не нужно преувеличивать свои знания

При планировании спринта нужно хотя бы приблизительно оценить сложность работы. Команда должна понять, что можно сделать за спринт, а также сопоставить ожидаемые усилия со своими возможностями. Часто командам кажется, что, проводя оценку, они принимают на себя определенные обязательства, но это не так. Оценка сложности по своей сути является прогнозом на основе имеющихся знаний. Целесообразно использовать для оценки сложности очки за пользовательские истории или обозначения размеров одежды, ведь так команды могут рассмотреть проблему с разных сторон. Однако не стоит считать, что эти инструменты как по волшебству откроют вам объективную истину (ее не существует). Чем больше неизвестных, тем меньше вероятность того, что оценка будет точной.

Для хорошей оценки сложности нужна доверительная обстановка, в которой участники команды без стеснения обмениваются информацией и делятся предположениями, чтобы узнать больше и приблизиться к совершенству. Если оценки используются в отрицательном, конфликтном ключе после того, как работа завершена, скорее всего, в будущем прогнозы будут сделаны с большим запасом, чтобы исключить вероятность повторной ошибки, или на оценку будет потрачено гораздо больше времени, потому что команда будет сомневаться в себе, опасаясь последствий ошибки.

Профессиональный совет

Ознакомьтесь с разными способами оценки сложности, такими как использование размеров футболок или очков за пользовательские истории. С их помощью можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Изображение: люди занимаются планированием спринта

Рекомендации по планированию спринта

В тонкостях планирования спринта легко увязнуть слишком глубоко, забыв, что это событие нужно, чтобы составить план для следующего спринта со всей необходимой информацией и без лишних подробностей. Этот план не должен быть обузой для команды; напротив, он должен акцентировать ее внимание на ценности, которая будет создана в результате выполнения, и поспособствовать самоорганизации. В хорошем плане спринта определен желаемый результат и подробно расписаны действия для его достижения, и этим план мотивирует команду. Однако не пытайтесь предусмотреть в плане все. Вместо того, чтобы составить наиболее подробный план, «учитывающий каждую минуту спринта», сосредоточьтесь на цели спринта и внесите в бэклог спринта ровно столько задач, сколько нужно для начала работы. Затем убедитесь, что команда может браться за выполнение дополнительных задач из бэклога продукта, если цель спринта достигнута раньше установленного срока.

Scrum — это методология процессов, предназначенная для решения сложных проблем. Для этого в ее основу заложен эмпирический подход (то есть для решения задач используется опыт практической работы). Зависимость от реальных данных и опыта значительно ограничивает возможность планирования, поэтому не обольщайтесь: составить идеальный план невозможно. Вместо этого сосредоточьтесь на результатах и принимайтесь за работу. Она не обязательно будет сложной, даже если стоящая перед вами проблема такой является.

Готовы начать работу? Узнайте, как использовать спринты в Jira Software.

продолжение темы
Ceremonies

Sprint planning

Sprint planning is an event in scrum that defines what can be delivered in the upcoming sprint and how that work will be achieved.

Dave West Dave West

In the this article Dave West, CEO of Scrum.org, outlines the sprint planning ceremony as it's described at Scrum.org. Scrum.org teaches Scrum according to the Scrum Guide, which is considered the official guide for the scrum framework among the agile world.

What is sprint planning?

Sprint planning is an event in scrum that kicks off the sprint. The purpose of sprint planning is to define what can be delivered in the sprint and how that work will be achieved. Sprint planning is done in collaboration with the whole scrum team.

In scrum, the sprint is a set period of time where all the work is done. However, before you can leap into action you have to set up the sprint. You need to decide on how long the time box is going to be, the sprint goal, and where you're going to start. The sprint planning session kicks off the sprinby setting the agenda and focus. If done correctly, it also creates an environment where the team is motivated, challenged, and can be successful. Bad sprint plans can derail the team by setting unrealistic expectations.

  • The What –  The product owner describes the objective(or goal) of the sprint and what backlog items contribute to that goal. The scrum team decides what can be done in the coming sprint and what they will do during the sprint to make that happen.
  • The How – The development team plans the work necessary to deliver the sprint goal. Ultimately, the resulting sprint plan is a negotiation between the development team and product owner based on value and effort.
  • The Who – You cannot do sprint planning without the product owner or the development team. The product owner defines the goal based on the value that they seek. The development team needs to understand how they can or cannot deliver that goal. If either is missing from this event it makes planning the sprint almost impossible.
  • The Inputs – A great starting point for the sprint plan is the product backlog as it provides a list of ‘stuff’ that could potentially be part of the current sprint. The team should also look at the existing work done in the increment and have a view to capacity.
  • The Outputs – The most important outcome for the sprint planning meeting is that the team can describe the goal of the sprint and how they will start working toward that goal. This is made visible in the sprint backlog.
A diagram showing the inputs into sprint planning, the goals of the meeting, and the outputs

Prep for sprint planning meeting

Running a great sprint planning event requires a bit of discipline. The product owner must be prepared, combining the lessons from the previous sprint review, stakeholder feedback, and their vision for the product, so they set the scene for the sprint. For transparency, the product backlog should be up-to-date and refined to provide clarity. Backlog refinement is an optional event in scrum, because some backlogs don’t need it. However, for most teams, it’s better to get the team together to review and refine the backlog prior to sprint planning.

Pro Tip:

If you have a two-week sprint, run a backlog refinement meeting in the middle of the sprint. It’s great for the team to step back from the sprint and look at what's next. Not only does it help prepare for sprint planning, but also can give a different perspective for the current work.

Setting a time limit for sprint planning

Sprint planning should be constrained no more than two hours for each week of the sprint. So, for example, the sprint planning meeting for a two-week sprint would be no longer than two hours. This is called "timeboxing", or setting a maximum amount of time for the team to accomplish a task, in this case, planning the sprint. The scrum master is responsible for making sure the meeting happens the timebox is understood. If the team is happy before the timebox is finished, then the event is over. A timebox is a maximum time allowed; there is no minimum time allowed.

Focus on the outcomes not the work

During sprint planning it is easy to get ‘bogged down’ in the work focusing on which task should come first, who should do it, and how long will it take. For complex work, the level of information you know at the start can be low, and much of it is based on assumptions. Scrum is an empirical process, meaning that you can’t plan upfront, but rather learn by doing, and then feed that information back into the process.

The sprint goal describes the objective of the sprint at a high level, but the backlog Items can also be written with an outcome in mind. User stories are one great way of describing the work from a customer point of view.  User stories, written like the one below, re-focus defects, issues, and improvements on the outcome the customer is seeking rather than the observed problem.

A graphic demonstrating how to write a user story

By adding clear, measurable results to the user story, the outcomes can be clearly measured, and you know when you are done. By getting as much up-front clarity as possible on the work the team is focusing on, everyone gets the transparency needed to get started on the work. For example, leaving things vague is much worse than describing something as a question to be answered during the sprint.

Pro Tip:

Not knowing something is different from being vague. Don’t ignore the unknowns, they are the reality of doing difficult work. But don’t hide them by using vague words. Instead, be clear when you don’t know something and frame the work in terms of gaining an understanding.

Estimates are required but don’t pretend you know more than you do

Sprint planning requires some level of estimation. The team needs to define what can or cannot be done in the sprint:  estimated effort vs capacity. Estimation is often confused with commitments. Estimates are by their very nature forecasts based on the knowledge at hand. Techniques such as story points or t-shirt sizing add value to the process by giving the team a different way of looking at the problem. They are not, however, magical tools that can find out the truth when there is none to be found. The more unknowns, the less likely the estimate will be correct.

Good estimation requires a trust-based environment where information is given freely, and assumptions are discussed in the pursuit of learning and improvement. If estimates are used in a negative, confrontational way after the work is completed, then it’s likely that future estimates will be either be much bigger to ensure they never are wrong again or the time taken to create them will be much longer as the team second guesses itself worrying about the implications of getting them wrong.

Pro Tip

Explore using different estimation techniques such as t-shirt sizing or story points. Different techniques might provide different views of the problem.

An image of people doing sprint planning

Sprint planning best practices

It is easy to get so bogged down in the details of sprint planning you forget that the focus of sprint planning is to build a ‘just enough’ plan for the next sprint. That plan shouldn’t become a monkey for the team’s back, instead, it should focus the team on valuable outcomes, and allow guardrails for self-organization. A good sprint plan motivates everyone by defining an outcome and a clear plan for success. But be careful planning too upfront.  Instead of building the most complete, “every minute of the sprint is accounted for” sprint plan, focus on the goal and build enough of a sprint backlog to get started. Next, ensure that the product backlog is ordered to allow the team to pick up work if they delivered on the sprint goal early.

Scrum is a process framework aimed at solving complex problems. Complex problems require an empirical process (learning by doing). Empirical processes are very hard to plan, so don’t kid yourself--you can’t build the perfect plan. Instead, focus on the outcomes and get going. It does not have to be hard, even if the problem you are solving is.

Up Next
Ceremonies