управление продуктами

Управление продуктом: прошлое, настоящее и будущее давнего спутника agile

Просмотр тем

Что такое управление продуктом?

Управление продуктом — это организационная функция, регулирующая каждый этап жизненного цикла продукта, от разработки до позиционирования и ценообразования, исходя из интересов продукта и клиента. Чтобы создать наилучший продукт, менеджеры по продукту представляют в организации интересы клиента и следят тем, чтобы в полной мере учитывалась рыночная ситуация.

Благодаря ориентации на клиента проектные команды создают продукты с более качественным дизайном и повышенной производительностью. В эпоху технологий, когда сформировавшиеся продукты быстро сменяются новыми, более совершенными решениями, как никогда важно умение тонко чувствовать потребности клиента и создавать решения специально для него. В этом и состоит задача управления продуктом.

Статьи по управлению продуктом

[ПРОДОЛЖЕНИЕ]

Являясь участником команды продукта, я ежедневно работаю с менеджерами по продукту и провел с ними множество бесед об их роли и сфере ответственности. Хотя я даю здесь определенные советы, не существует какого-то одного способа реализации принципов управления продуктом. Каждый продукт имеет свое назначение и свои слабые стороны, поэтому для работы с ним требуется уникальный взвешенный подход. Согласно знаменитому описанию Мартина Эриксона, управление продуктом находится на стыке бизнеса, пользовательского интерфейса и технологий.

Martin Eriksson has famously described product management as the intersection of business, user experience, and technology.

  • Бизнес: управление продуктом помогает командам достигать бизнес-целей, устраняя коммуникационный разрыв между разработчиками, дизайнерами, клиентом и бизнесом.

  • Пользовательский интерфейс: управление продуктом фокусируется на пользовательском интерфейсе и представляет интересы клиента в организации. Качественно спроектированный пользовательский интерфейс — материальное воплощение данного подхода.

  • Технологии: управление продуктом происходит на постоянной основе в отделе разработок. Хорошее знание информатики имеет первостепенное значение.

Каждый менеджер по продукту должен обладать в том числе следующими тремя навыками: умением представить продукт, умением наладить маркетинг и эмпатией.

Представление продукта

Руководитель работ по продукту должен обладать не только тактическим мышлением, но и умением вдохновлять. Презентация — его рабочий инструмент. Ведя переговоры с клиентом и изучая рынок, менеджер по продукту узнает о клиенте даже больше, чем менеджер отдела продаж. В дальнейшем, используя навыки презентации, он может сообщить полученные сведения другим сотрудникам компании.

Маркетинг

Клиентоориентированность в управлении продуктом также помогает собирать информацию для маркетинговых задач. Не зацикливаясь на бренде и устоявшихся методах, команды по управлению продуктом (зачастую включающие менеджеров по управлению продуктом) используют язык клиента в средствах презентации продукта. Кроме того, знание конкурентного ландшафта, способность держать позиции и выделяться дают свои результаты в длительной перспективе, а понимание базовых концепций маркетинга и позиционирования позволяет менеджерам по продукту создавать решения, которые легко найти и идентифицировать.

Эмпатия

И, наконец, еще одно качество, необходимое для управления продуктом: эмпатия, умение сопереживать разработчикам с их стилем работы, клиентам с их болевыми точками и даже вышестоящему руководству с его агрессивными целями и невыполнимыми графиками работы. Навык эмпатии, приобретенный в результате полного погружения в процесс и тонкого понимания каждой группы и заинтересованной стороны, будет выгодно отличать команды по продукту, способные сплотить организацию вокруг общих целей, от команд, которые на это не способны.

Martin Eriksson has famously described product management as the intersection of business, user experience, and technology.

История управления продуктом

Управление продуктом зародилось во времена великой депрессии, когда 27-летний сбытовик предложил идею «специалиста по бренду» — сотрудника, управляющего конкретным продуктом и не выполняющего обычных бизнес-функций. Начиная с 1930-х годов успешное применение этой функции привело к росту производственных организаций в разных отраслях и странах.

  • 1931 г. — Нил Макэлрой, менеджер по маркетингу компании Proctor & Gamble, создает 300-страничный документ о потребности в «специалистах по бренду», которые управляли бы конкретными продуктами.
  • Конец 1930-х годов — Макэлрой работает консультантом в Стэнфордском университете, где оказывает влияние на двоих талантливых студентов: Билла Хьюлетта и Дэвида Паккарда.
  • 1943-1993 гг. — за 50-летний период Hewlett-Packard достигает 20 % роста в годовом исчислении благодаря использованию в компании концепции «специалиста по бренду».
  • Конец 1940-х годов — Toyota разрабатывает принципы производства JIT, впоследствии адаптированные компанией Hewlett-Packard.
  • 1953 г. — Toyota разрабатывает метод Kanban.
  • 1970-е годы — технологические компании в США начинают разработку облегченных процессов в противовес громоздким процессам, возникшим на основе промышленного производства.
  • 1980-е годы — разработка процессов на основе принципов agile в сочетании с распространением роли «специалиста по бренду» занимает прочные позиции во многих технологических компаниях и компаниях по производству ПО.
  • 2001 г. — создается Манифест agile, который во многом способствует устранению разрозненности отделов и отказу от устаревших процессов, освобождая место для объединенной роли по управлению продуктом.
История управления продуктом

Сложно переоценить роль agile-разработки ПО в развитии управления продуктом. В Манифесте agile, созданном в 2001 г., изложены 12 принципов, один из которых гласит: «Бизнесмены и разработчики должны работать вместе на ежедневной основе в течение всего проекта». С распространением роли менеджера по продукту и развитием методики agile наступила эпоха управления продуктом. Сегодняшний спрос среди технологических компаний на качественных «специалистов по продукту» вызвал скачкообразное появление новых учебных программ в университетах и школах программирования, что еще больше усиливает сложившуюся тенденцию.

Роли в управлении продуктом: менеджер по продукту и другие

В некоторых случаях управление продуктом или семейством продуктов осуществляется силами одного менеджера по продукту. Такой менеджер должен иметь глубокие познания как минимум в одной из областей, касающихся управления продуктом, и большую заинтересованность или хорошие знания в других областях. Чаще всего это опытный бизнес-маркетолог, который стремится создать продукт с выдающимися пользовательскими возможностями и свободно разговаривает на техническом языке, или руководитель технических разработок, который разбирается в продукте настолько хорошо, что может самостоятельно управлять его созданием. Такие специалисты оказались настолько редкими и ценными, что управление продуктом сегодня задает верхнюю планку заработной платы во всей сфере технологий.

Поскольку найти сотрудников, свободно разбирающихся в обеих областях, по-настоящему трудно, зачастую управление продуктом осуществляет небольшая группа специалистов. В Atlassian сформировалась практика, когда три ведущих специалиста из областей разработки, дизайна и бизнеса совместно работают над стратегией развития продукта. Эту тройку специалистов поддерживают менеджеры по продукту, менеджеры по маркетингу продукта и многие другие сотрудники из числа перечисленных ниже.

  • Главный директор по продукту отвечает за управление продуктом на организационном уровне. Он следит за тем, чтобы каждым продуктом управляли менеджеры по продукту и их команды.
  • Владелец продукта играет более активную роль в разработке продукта, управляя бэклогом команды разработчиков и их коммуникацией с другими заинтересованными сторонами.
  • Менеджер по маркетингу продукта дает командам по продукту возможность более эффективно привлекать внимание целевой аудитории и получать обратную связь от клиентов с помощью маркетинговых кампаний по продукту.
  • Специалист по пользовательскому интерфейсу. Пользовательский интерфейс входит в основную сферу ответственности менеджера по продукту, однако специалист по пользовательскому интерфейсу оказывает большую поддержку команде по продукту тем, что изучает поведение пользователей и формулирует рекомендации по возможностям использования.

Поскольку единого способа освоить управление продуктом не существует, многие увлеченные сотрудники переносят внимание на соответствующие ключевые навыки. Например, я изучал управление информацией, совершенно новую специальность, в Университете Колорадо в Боулдере. Половину времени я изучал управление бизнесом, а вторую половину — информатику, стремясь освоить обе эти области и устранить коммуникационный разрыв между ними. Другими важными областями знаний являются анализ данных (в частности, SQL), управление проектами и разработка стратегий. Эти навыки управления продуктом активно предлагаются в школах программирования, университетах и центрах профессионального развития по всему миру, что доказывает: управление продуктом прочно заняло свои позиции.

Что такое управление продуктом по методике agile?

В agile-разработке ПО процесс управления продуктом включает несколько итераций. Поскольку agile-программы отличаются от традиционных программ большей подвижностью, управление продуктом по методике agile является более гибким.

Согласно одной из базовых концепций методики agile, область работы по проекту является подвижной, а ресурсы остаются неизменными. Таким образом, при управлении продуктом по методике agile команда тратит меньше времени на предварительное определение продукта и открыта к возможным изменениям. Продукт проходит одну итерацию за один раз, а следующий этап определяется данными, полученными от клиента, и ретроспективами команды. Можно сказать, что agile-управление продуктом — это в большей степени управление командой разработчиков, которая проходит через циклы проектирования при сохранении общей концепции продукта и постоянной интеграции данных, полученных от клиентов.

Таким образом, agile-менеджеры по продукту более тесно интегрированы в технические команды, чем в бизнес-команды. В Atlassian менеджеры по продукту работают непосредственно в проектной структуре организации, представляя в первую очередь и главным образом интересы команды разработчиков. Это критически важно для agile-подхода Atlassian. Менеджеров по продукту поддерживают команды по управлению и менеджеры по маркетингу продукта, которые дополняют работу с продуктом на основании рыночных данных и бизнес-целей. Такая организация рабочего процесса подходит компании Atlassian, но не является универсальной. Другие команды могут прийти к успеху совершенно другими путями.

Взгляд в будущее управления продуктом

Управление продуктом — это многосторонняя дисциплина, сложно определимая, но притом невероятно простая. Менеджеры по продукту накапливают знания о клиентах и передают информацию об их потребностях своей организации. Они наиболее тесно сотрудничают с командами разработчиков, но также нуждаются в поддержке команд маркетинга, дизайна и менеджмента. Их фирменным навыком является умение понимать самых разных людей, говорящих на другом языке, и взаимодействовать с ними.

Я надеюсь, что в будущем менеджеров по продукту станет меньше, а справляться со своей работой они будут лучше. Как только управление продуктом по методике agile стало модным, оказалось, что для каждого продукта необходим менеджер по продукту, ему требуется директор по продукту, а тот, в свою очередь, не может работать без менеджера по маркетингу продукта — и для управления ими всеми не обойтись без главного директора по продукту. Эта избыточность привела к возникновению нечетких и пересекающихся ролей и разрастанию процессов, а вовсе не к более результативной работе.

В действительности будущее управления продуктом зависит от менеджеров по продукту. Вы можете использовать эти статьи просто как источник вдохновения, но мы надеемся, что вы примените изложенный в них опыт в вашей работе. Желаем удачи!

Поделитесь этой статьей
Max Rehkopf
Max Rehkopf

Я считал себя «хаотичным раздолбаем», но методики и принципы agile помогли навести порядок в моей повседневной жизни. Для меня истинная радость — делиться этими знаниями с другими людьми, публикуя многочисленные статьи, участвуя в беседах и распространяя видеоматериалы, которые я создаю для Atlassian. 

продолжение темы
Product Roadmaps

Product Management

The past, present, and future of agile's longtime friend: product management

What is product management?

Product management is an organizational function that guides every step of a product’s lifecycle: from development, to positioning and pricing, by focusing on the product and its customers first and foremost. To build the best possible product, product managers advocate for customers within the organization and make sure the voice of the market is heard and heeded.

Thanks to this focus on the customer, product teams routinely ship better-designed and higher-performing products. In tech, where entrenched products are quickly uprooted by newer and better solutions, there is more need than ever for an intimate understanding of customers and the ability to create tailored solutions for them. That’s where product management comes in.

Product management articles

[CONTINUED]

As a member of a product team myself, I work daily with product managers and have interviewed dozens more about their roles and responsibilities. Despite the advice here, I’ve learned that there is no one way to apply principles of product management. Every product has its own goals and challenges which require a unique and customized approach to product management. Martin Eriksson has famously described product management as the intersection of business, user experience, and technology.

Martin Eriksson has famously described product management as the intersection of business, user experience, and technology.

  • Business — Product management helps teams achieve their business objectives by bridging the communication gap between dev, design, the customer, and the business.

  • UX — Product management focuses on the user experience, and represents the customer inside the organization. Great UX is how this focus manifests itself.

  • Technology — Product management happens, day to day, in the engineering department. A thorough understanding of computer science is paramount.

Three additional skills that every PM needs are storytelling, marketing, and empathy.

Storytelling

A product leader should be as inspirational as they are tactical, and storytelling is their tool of choice. Through customer interviews and market research product managers learn more about the customer than even the salespeople. They then use their storytelling skills to share that perspective with the rest of the company.

Marketing

Product Management’s customer focus also informs marketing efforts. Instead of sticking to the brand and using established techniques, product management teams (often including Product Marketing Managers) integrate the language of their customers into the messaging of their product. Furthermore, knowledge of the competitive landscape and the ability to stand out and differentiate pays dividends in the long run. Understanding basic marketing and positioning concepts will help product managers ship products that people can find and relate to.

Empathy

Finally, product management is about empathy--Empathy for the developers and and how they work, empathy for the customer and their pain points, and even empathy for upper management, who juggle aggressive goals and impossible schedules. This skill in empathy, one developed through immersion within and intimate understanding of each group and stakeholder, separates the product teams that can rally the organization around common goals from those who are incapable of doing so.  

Martin Eriksson has famously described product management as the intersection of business, user experience, and technology.

The history of product management

Product management was born during the great depression, when a 27-year-old marketer proposed the idea of a “brand man”-- an employee to manage a specific product rather than a traditional business role. Since the 1930s, the continued success of this function has led to the growth of product organizations across industries and geographies.

  • 1931 — Neil H. McElroy, a marketing manager at Proctor & Gamble, writes a 300-page memo on the need for “brand men,” who manage specific products.
  • Late 1930s — McElroy is an advisor at Stanford University, where he influences two young visionaries: Bill Hewlett and David Packard.
  • 1943-1993 — Hewlett-Packard sustains 50 years of 20% Y/Y growth by implementing the “brand man” philosophy in their new company.
  • Late 1940s — Toyota develops JIT manufacturing principles, later adopted by Hewlett-Packard.
  • 1953 — Toyota develops the kanban method.
  • 1970s — Tech companies in the U.S. start developing lightweight processes, in opposition to cumbersome processes that emerged from manufacturing industries.
  • 1980s — Developing agile processes, combined with greater acceptance of “brand management” roles, takes hold in many technology and software companies.
  • 2001 — The Agile Manifesto is written, which, in large part, broke down department silos and outdated process, to make room for a unified product management role.
History of Product Management

It’s hard to understate to role of agile software development in the growth of product management. In the Agile Manifesto, written in 2001, lays out twelve principles, one of which reads, “Business people and developers must work together daily throughout the project.” Product Managers stepped in to fill this role and with the growth of agile came the rise of product management. Today, the demand of technology companies for skilled “product people” has led to an explosion of new programs at universities and code schools that will only accelerate this growth.

Product management roles: The product manager and beyond

In some cases, product management for one product, or family of products, is handled by a single Product Manager. This individual must represent a deep proficiency in at least one of the areas that touch product management, and a passion for or fluency in the others. This most often manifests itself in one of two cases:  an experienced business marketer with a passion for outstanding user experience and can speak fluent tech lingo, or a technical development leader who understands the product so well that they can begin to drive it’s creation. These people have proven to be so rare and valuable that product management now commands the highest salaries in all of tech.   

Since it’s really hard to find individuals fluent in both areas, oftentimes product management is brought to life by a small group of specialists. At Atlassian, we’ve formed the triad - where a leader from development, design, and business work together to lead product strategy. Supporting the triad are PMs, PMMs and many of the other roles below:

  • Chief Product Officer (CPO) - Leads the product function at an organizational level. Ensures each product is looked after by skilled PMs and their teams.
  • Product Owner - Takes a more active role in the development of the product by managing the engineering team’s backlog and their communication with other stakeholders.
  • Product Marketing Manager (PMM) - Improves on the product teams ability to reach customers and learn from them through product-tailored marketing campaigns and the insights they provide.
  • User Experience (UX) Researcher - UX is one of a PM’s core responsibilities, but a dedicated UX researcher, who studies user behavior and makes usability recommendations, is a great addition to any product team.   

Since there is no clear-cut route into product management, many eagar applicants focus instead on the core competencies of the job. For example, I studied “Information Management,” a brand new major the University of Colorado, Boulder. I took half business management and half computer science classes with the goal of being able to speak both “languages” and bridge the communication gap between the two worlds. Similar skills to consider would be data analysis (SQL specifically), project management, and strategy. These product management skills are actively marketed by code-schools, universities, and professional development bootcamps all around the world proving, here, that product management is here to stay.

What is Agile Product Management?

In agile software development, product management is about guiding a product through multiple iterations. Since agile programs are more fluid than traditional approaches, agile product management is a more flexible approach.

One of the core concepts in agile is that the scope of a project is fluid, while resources stay the same. As such, in agile product management the team spends less time defining the product before hand, and is open to changes along the way. The product comes together one iteration at a time, allowing for customer data and team retrospectives to drive the next stage. As such, agile product management is more about guiding the dev team through cycles, while maintaining the product vision and integrating customer insight along the way.

Agile product managers are thus more integrated into technology teams than business teams. At Atlassian, our PMs sit squarely in the engineering organization and advocate for the development teams first and foremost. This is critical for Atlassian’s agile approach.  The PMs are supported by management teams and PMMs (Product Marketing Managers) to round out the product discipline and ground their practice in market data and business objectives. This organization works well for Atlassian, but it is not a catch-all. Many teams may find success doing the exact opposite.

Envisioning the future of product management

Product management is a multidisciplinary pursuit that is as elusive as it is dead simple. Product managers gain empathy for the customer, and communicate their needs to the broader organization. They work most closely with development teams, but also need to get buy in from marketing, design, and management. Their special sauce is the ability to understand and communicate with a wide variety of people who speak different languages.

My hope for the future of product management is to have fewer product managers who are better at their jobs. As soon as agile product management became en vogue all of a sudden every product needed a PM, and every PM needed a PO who needed a PMM who were all managed by a CPO. This proliferation has created mushy, overlapping roles and added more process than they have progress.

In reality, the future of product management is up to the product managers. You can use these articles to gain inspiration, but we hope you’ll take these lessons and make them your own. Onward!

Share this article
Max Rehkopf
Max Rehkopf

As a self-proclaimed "chaos muppet," my discovery of agile was like turning on the lights. I’m interested in the future of work, and believe in a theory-heavy but dogma-light future for agile and lean. You can find me on twitter @maxrehallday, and on medium @maxreh.