Agile для нештатных ситуаций. Недостающий компонент плана реагирования на инциденты

Приспособив ценности манифеста agile под себя, вы сможете добиться головокружительного успеха в вопросах реагирования на инциденты и укрепить доверие пользователей. 

 

Shannon Winter Shannon Winter
Browse topics

Методы agile постепенно набирают популярность за пределами родного им мира разработки ПО — в самых разных сферах деятельности, даже в маркетинге! Это подтолкнуло нас к размышлениям: «А как можно применить agile в сфере управления инцидентами?» В компании Atlassian agile понимают как структурированный итеративный подход к управлению проектами и разработке продуктов. Agile дает команде возможность реагировать на изменения, не сходя с намеченного пути.

Поскольку обнаружение багов в рабочей среде, инциденты и простои можно со всей уверенностью назвать ситуациями, которые «сбивают с намеченного пути», мы решили, что agile-методы, созданные, чтобы удерживать команды на верном пути, идеально впишутся в сферу управления инцидентами, а точнее, в процесс сообщения информации об инцидентах.

Применение ценностей agile к процессу реагирования на инциденты

Сегодня есть множество инструментов, с помощью которых команда может обнаруживать инциденты, оповещать о них, задействовать всех участников и разрешать инциденты. Однако чтобы добиться четкого взаимопонимания с заинтересованными лицами, одних инструментов недостаточно. Взглянем правде в глаза: это может быть очень важно. Вы рискуете репутацией, оттоком клиентов, большими временными затратами на устранение последствий, и это далеко не полный перечень. Методологии agile помогут снизить эти риски, насколько это возможно.

Многим из читателей, скорее всего, уже известны четыре ключевые ценности манифеста agile: 1) Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. 2) Работающее ПО важнее подробной документации. 3) Сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта. 4) Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Давайте подробнее изучим каждую ценность и узнаем, как с помощью них привнести в обсуждение инцидентов больше техник agile.

Принцип передачи информации об инцидентах: человекоцентричность

Этот принцип основан на ценности agile, которая гласит: «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов». Процессы и инструменты играют важную роль в урегулировании любого инцидента, но в отрыве от людей, которые пытаются их применять, и культуры, сложившейся вокруг них, они ничего не значат. Что же связывает людей, процессы и инструменты? Конечно же, коммуникация!

Необходимость в обмене информацией встает особенно остро, когда возникает проблема, будь то небольшой баг в рабочей среде или полный сбой системы. Даже действуя по составленному в мельчайших подробностях плану реагирования на инциденты, нельзя обойтись без частого обмена информацией, чтобы разрешить инцидент и сохранить доверие.

Во время инцидента пользователям, испытавшим его влияние на себе, скорее всего, приходится иметь дело с досадными, если не сказать выматывающими, ошибками, и им как можно скорее хочется узнать, в чем дело. Пользователи начинают жаловаться на проблемы в электронных письмах, записях в Twitter и (или) заявках в службу поддержки, поэтому в интересах каждого участника процесса действовать на опережение и оповестить всех, что вы в курсе возникновения проблемы и уже работаете над исправлением. В компании Atlassian связь с внутренними и внешними заинтересованными сторонами во время простоев поддерживается с помощью Statuspage, и, как нам кажется, вы тоже оцените по достоинству возможность быстро разослать сведения о проблеме всем пользователям при любом масштабе. На самом деле, Statuspage помогает пользователям повысить скорость рассылки сообщений об инцидентах на целых 50 %.

Хотите попробовать?

Зарегистрируйтесь или войдите в Statuspage >>

Теперь вы можете ознакомиться с рекомендациями по подписке конечных пользователей и эффективной коммуникации во время инцидента:

Независимо от того, с помощью какого инструмента вы сообщаете клиентам информацию, большое значение имеет человекоцентричность этих сообщений. Проблема затрагивает реальных людей, которые возлагают надежды на вашу работу и ждут, что вы будете держать их в курсе событий, если что-то пойдет не так. В идеальном мире хватило бы шаблонов, но в действительности нужно, чтобы понятные, лаконичные, проникнутые сочувствием и точные по смыслу сообщения составляли живые люди. Таким образом можно укрепить доверие клиентов даже в худшие времена. Возьмем, к примеру, компанию Dyn. Несмотря на то, что из-за одной из самых масштабных DDoS-атак в истории ей пришлось надолго прекратить работу, пользователи все равно благодарили ее за искренность, проявленную в те часы простоя:

Вернер Вогелс, технический директор компании AWS, во время обсуждения длительного перебоя в работе AWS S3 в феврале 2017 г. заметил:

«Клиенты не любят советы из серии "Сидите спокойно и ничего не делайте". Они ждут не этого. Вы должны сообщить им полезную информацию. Объясните им, что происходит и к какому времени стоит ожидать возобновления работы сервиса, если вы располагаете такими сведениями».

Принцип сообщения информации об инцидентах: беспрепятственное создание страниц и сообщение оперативных сведений об инциденте в удобной форме

Этот принцип следует из ценности agile, согласно которой «работающее ПО важнее подробной документации». Документация к продукту должна быть написана простым и понятным языком, как и сообщения об инциденте. Читать между строк (или прокручивать пространные абзацы), чтобы понять, в чем проблема и когда ее исправят, — последнее, что нужно пользователям. Вы должны осмысленно подойти к составлению сообщений с последними сведениями об инциденте, продемонстрировать свое неравнодушие и человечное отношение. При этом на пути ваших частых искренних сообщений не должны встать препятствия в лице подтверждающих или в виде многочисленных проверок.

Вернемся к инциденту в компании Dyn. Как видите, ее команда, не теряя времени, сообщала последние новости пользователям. За 11 с лишним часов, которые длился инцидент, они обновили свою страницу статусов 11 раз (в среднем, новые сведения появлялись каждую 61 минуту). Их страница статусов стала главным источником информации об инциденте, и команде не пришлось искать списки подписчиков, чтобы разослать им сообщения, или ломать голову над тем, как уместить новости в 140 символов Twitter. Другими словами, они публиковали сообщения, не отвлекаясь от восстановления сервиса.

Вся прелесть сразу готового к работе инструмента сообщения информации в том, что с ним не приходится тратить много времени, чтобы опубликовать содержательную страницу. Создать страницу статусов можно менее чем за 30 минут, и, как и предполагает agile, страница статусов может и должна развиваться итеративно, поэтапно. Превратите свою страницу в источник информации, транслирующий новости для клиентов в режиме реального времени, а затем постепенно улучшайте его. Когда у вас за плечами будет пара инцидентов, через которые вы прошли, используя страницу статусов, вы можете скорректировать ее по ходу работы.

Готовы создать собственную страницу статусов? Зарегистрируйтесь или войдите в Statuspage >>

Создайте страницу статусов, не дожидаясь следующего инцидента. Лучше потратить немного времени сейчас, чтобы оказаться в максимально выгодном положении, когда произойдет перебой в работе. Чтобы страница дала нужный эффект, необязательно тратить много времени на ее настройку:

Принцип сообщения информации об инцидентах: открытость, ясность и полнота коммуникации во время инцидентов и не только

Ценность agile, согласно которой «сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта», ставит во главу угла сотрудничество с клиентом для поставки лучшего продукта и обеспечения максимального удобства. Нас это побудило организовать надлежащие каналы обратной связи, чтобы клиенты могли озвучить волнующие их вопросы и сообщить о любой возникшей у них проблеме (с помощью таких инструментов, как Jira Service Desk, Twitter и т. д.). Лучшие компании мира понимают, что клиенты ожидают ответа на свои сообщения и хотят быть причастными к разработке усовершенствований продукта и реагированию на инцидент. Клиенты ценят и, как видно из следующих твитов, не стесняются обращаться за разъяснениями и сочувствием:

Эта ценность также указывает на необходимость сохранять прозрачность в периоды работоспособности, чтобы пользователи точно знали, на что они могут рассчитывать, создавая аккаунт. Регистрируясь в облачном сервисе, вы рассчитываете, что на сервис можно положиться. Это не всегда прописано в настоящем договоре; скорее, сами отношения между клиентом и поставщиком сервиса по своей природе подразумевают, что в случае возникновения проблем обе стороны будут работать сообща, чтобы быстро устранить проблему, и держать друг друга в курсе событий с начала расследования происшествия и до разрешения. И это приводит нас к последней ценности, которая связана с реагированием на изменения...

Принцип обсуждения инцидентов: agile-ретроспективы

Даже лучшие планы никогда не проходят без сучка и без задоринки. Обращаясь к ценности agile, согласно которой «реагирование на изменения важнее следования плану», мы понимаем, что даже самые продуманные планы рано или поздно устаревают и их приходится менять во время или после инцидента. Суть agile — в умении моментально сменить стратегию и постоянном отслеживании реакции клиентов, благодаря чему совершенствуется продукт и подходы к работе.

Компания Wistia, предоставляющая услуги видеохостинга и аналитики, осознала всю важность верного следования принципам agile во время непредвиденного инцидента в 2013 году, из-за которого ее инфраструктура статистических данных перестала работать. К этому компания была не готова, и ее служба поддержки оказалась погребена под лавиной заявок от недовольных клиентов. Первым переломным моментом стало создание собственной страницы статусов, которая облегчала бы компании жизнь в подобной ситуации. Но собственный инструмент для информирования о статусах тоже нужно обслуживать, как и основной продукт. В то время команда, насчитывающая 20 человек, не была готова пойти на такое. Вторым переломным моментом стал отказ от попыток создать собственное решение и переход на Statuspage.

Джордан Мансон, специалист службы технической поддержки компании Wistia, так описывает всю историю: «Несколько месяцев мы проработали с собственным решением, и нас не покидало легкое чувство разочарования. Решение в чем-то помогало нам, но особыми возможностями не отличалось. Когда мы поняли, что оно не способно удовлетворить все наши потребности и к тому же требует слишком много внимания, мы решили поискать другой вариант. И тут на сцене появляется Statuspage. Перейдя на Statuspage, мы получили все, что так долго искали: возможность быстро и легко сообщать клиентам актуальный статус нашего приложения. Нам всего лишь понадобилось пережить длительный перебой в работе и разработку нового продукта, чтобы прийти к Statuspage. С тех пор минуло несколько лет, и теперь наш процесс гораздо лучше отлажен. Клиенты в случае простоя получают актуальную информацию прямо от нас, они знают, где просмотреть последние новости, и все изменения нашей страницы статусов передаются сразу в несколько мест».

Команде Мансона действительно удалось превратить свои беды (инцидент 2013 года) в победы (новый, усовершенствованный и масштабируемый процесс сообщения информации об инциденте). Такая реакция на изменение в полной мере отвечает духу agile.

Ретроспективам должна быть отведена особая роль в создании ценностей agile. Ретроспектива позволяет команде отвлечься от работы и обсудить, что удалось в процессе сообщения информации об инциденте, что получилось не так, как хотелось, и самое главное — какие меры будут приняты, чтобы эти же проблемы не возникли вновь. Часто возникает желание пропустить ретроспективу, когда инцидент разрешен и его хочется забыть, как страшный сон, или если вам кажется, что команда справилась на отлично. Но не следует этому поддаваться. В том, что касается информирования об инцидентах, всегда есть куда расти и всегда есть шанс улучшить отношения с пользователями и укрепить их доверие.

Подсказка

Попробуйте провести эту игру по ретроспективе из Atlassian Team Playbook и создайте безопасное место, где команда могла бы рефлексировать и обсуждать удачные (и неудачные) моменты для дальнейшего улучшения.

Первый принцип из манифеста agile справедлив и для ретроспектив: чтобы ретроспектива прошла успешно и дала долгосрочные результаты, процесс обмена информацией в ней обязательно должен строиться вокруг людей. Ниже приведены некоторые слова, которые следует использовать для обсуждения хода разрешения инцидента на совещании-ретроспективе. Некоторые из этих слов следует также включать в отчет по разбору инцидента или отчет по результатам реагирования на инцидент (PIR), который вы предоставляете пользователям после возобновления работы. Agile требует непрерывно совершенствовать не только то, как вы выполняете задания по реагированию на инцидент, но и то, как вы относитесь к коллегам и выполняете свою роль в стрессовой ситуации.

Слова пользователей

Описание продукта

Предположения, ожидания и опасения

Задания, задачи и действия

Мотивы, ложные представления и поведение

Спринты, эпики, пользовательские истории и релизы

Предпочтения, отношения и уважение

Контрольные точки, зависимости и сроки

Роль и обязанности

Совещания, календари, электронные письма и файлы

Не забывайте про доверие

В agile много внимания уделяется доверию, и в рассматриваемом нами сценарии тоже есть место для доверия. Чтобы сообщение информации об инциденте оказывало нужный эффект, требуются доверие и поддержка. Команды из разных частей организации должны чувствовать за своей спиной поддержку в виде подтверждений и знаний, необходимых для информирования пользователей об инцидентах. Сотрудники также должны быть уверены в том, что все будут исполнять возложенные на них обязанности во время реагирования на инцидент и не раздумывая возьмутся латать брешь в процессе, когда произойдет непредвиденная ситуация. Вера в то, что ваши команды смогут должным образом сообщать информацию об инцидентах, позволит быстрее доводить сведения до клиентов и укрепит доверие и лояльность пользователей к вашему сервису (67 % клиентов Statuspage утверждают, что сервис Statuspage помог укрепить доверие их пользователей). От доверия выигрывают обе стороны.

продолжение темы
Continuous integration

Agile for when things go wrong: the missing piece of your incident response plan

By adapting the values found in the Agile Manifesto, you can crush incident response and build user trust. 

 

Shannon Winter Shannon Winter

Agile methodologies are increasingly being used outside the traditional realm of software development in all different business areas – even marketing! So we got to thinking, what does agile look like in the world of incident management? At Atlassian we define agile as a structured and iterative approach to project management and product development. Agile empowers your team to respond to change without going off the rails.

Since bugs in production, incidents, and downtime can definitely be classified as times when things "go off the rails", we figured a methodology like agile -- built to help teams stay on the rails -- would have a natural place in incident management – specifically, incident communication.

Applying agile values to incident response

While there's no shortage of tools to help your team detect, alert, swarm on, and resolve incidents, tools alone can't replace clear communication to stakeholders. And let’s be real: The stakes can be high. Reputation, customer attrition, time spent on damage control, just to name a few. Agile methodologies can help keep these stakes as low as possible. 

Many of you are probably already familiar with the four key values of the agile manifesto: 1) Individuals and interactions over processes and tools, 2) working software over comprehensive documentation, 3) customer collaboration over contract negotiation, and 4) responding to change over following a plan. Let's dig into each a bit more and see how they can be leveraged for more agile incident communication.

Incident Communication Principle: human-centric incident communication

This principle is based on the agile value, individuals and interactions over processes and tools. Processes and tools are important for any incident management process, but they mean nothing when viewed as separate from the people trying to use them and the culture that's been formed around them. What's the glue that fills the gaps between people, processes, and tools? Communication, of course! 

Communication is crucial when an issue arises, whether it is a small bug in production or a full-blown system failure. Even the most complete incident plan requires frequent communication in order to reach resolution and maintain trust. 

During an incident affected users are most likely experiencing frustrating – if not downright debilitating – errors and need to know what's up as soon as possible. Many will already be e-mailing, tweeting, and/or filing tickets about the issue, so it is in everyone's best interest to get in front of the situation quickly with a message that shows you are aware something is wrong and are looking into a fix. At Atlassian we use Statuspage to communicate to internal and external stakeholders during downtime and think you would quickly find the value too when trying to broadcast incident info to your users in a fast, scalable way. In fact, Statuspage has helped users increase the speed of their incident communication by a whopping 50%.

Want to give it a try?

Sign up or log into Statuspage >>  

 

Once you are in, learn more about best practices for subscribing your end-users and effectively communicating during an incident:

 

But no matter what tool you are using to give your customers the 4-1-1, human-centric communication goes a long way. There are real people on the other side of the problem who rely on your service and rely on you to keep them in the loop when something isn't right. While templates are great in a perfect world, you will need people in place who can craft clear, concise, empathetic, and relevant messages in order to build customer trust even in the worst of times. Take Dyn for example. They had a tremendous outage during one of the largest DDoS attacks in history, yet still had users thank them for the candor they showed during those hours of interrupted service:

As Werner Vogels, the Chief Technology Officer of AWS, said when discussing the large AWS S3 outage in February 2017:

"Customers don't like advice that says 'sit still, don't do anything.' No, that's not what they want, and for that you need to give them really good information, make them understand what's happening, given an expectation of when the service will be coming back online if you have such information."

Incident Communication Principle: Barrier-free page creation and incident updates

For this principle we look to the agile value, Working software over comprehensive documentation. Documentation about your product should be clear and user-friendly and we think incident updates should be too! Your users shouldn't have to read between the lines (or skim lengthy paragraphs) to know what is going wrong and when they can expect a fix. While you do need to put thought into your incident updates and make sure you being empathetic and human in your communication, you shouldn't let approval gates or multiple revisions get in the way of frequent, honest updates. 

Talking a look again at the Dyn incident, you can see their team wasted no time when communicating updates to their users. Over the course of the 11+ hour incident, they updated their status page 11 times (an average of 61 minutes between updates). Their status page enabled them to have one single place to communicate about the incident, rather than spending time finding the mailing lists to e-mail or figuring out how to fit updates into 140 characters on Twitter. In other words, they got the message out there while still primarily focusing on reviving their service. 

The beauty of an out-of-the-box status communication tool is that you don't have to spend a lot of time getting a solid page up and running. It takes less than 30 minutes to create a status page, and like agile, your status page can and should be iterative. Think about getting a working page live for your customers, and then make it better as you go. After you have a couple incidents under your belt with status page as part of your process, you can make tweaks to improve as you go.

Ready to create your own status page? Sign up or log into Statuspage >>

Don't wait until your next incident to create a status page. Put in a few minutes now so you are in the best possible position when downtime strikes. Remember, you don't need to spend a lot of time setting up a page for it to do the job:

Incident Communication Principle: Transparent communication during incidents and beyond

This agile value Customer collaboration over contract negotiation is all about working with your customers to provide the best product and experience possible. To us, this means having proper feedback channels set up so customers can voice concerns and alert you of any issue they are having (using tools like Jira Service Desk, Twitter, etc.). World-class companies understand that customers are expecting a response to their feedback and want to be involved when it comes to making improvements to your product and your incident response process. Some empathy and an explanation goes a long way – and customers are not timid to ask for it – as shown through these tweets:

This also means maintaining transparency around your uptime so users know exactly what they are getting when they sign-up. When you sign-up for a cloud service, you're trusting that service to be reliable. It is not always a physical contract, but rather an inherent contract negotiated between customer and service provider that when things go wrong, the two parties will collaborate to make sure things are resolved quickly and everyone is kept in the loop from investigation to resolution. Which brings us to our final value around responding to change... 

Incident Communication Principle: Agile retrospectives

Even the best laid plans... well you know the rest. Remniscent of the agile value, Responding to change over following a plan, we know that even the most well-thought out plans will inevitably need to change both during and after an incident occurs. Agile is all about being able to pivot on the drop of a dime and getting quick and constant feedback that improves your product and culture.

Wistia, an internet video and analytics hosting company, learned just how important it was to remain agile during an unexpected incident in 2013 that left their stats infrastructure grinding to a halt. They weren't prepared, leaving them swamped with support tickets from disgruntled customers. Their first pivot was creating their own status page to help make their lives easier in situations like this. But by creating their own status communication tool, they were now supporting a new product in addition to their core product. It become clear this was a cost their 20-person team at the time could not afford. The second pivot was to call their homegrown solution quits and move to Statuspage. 

Jordan Munson, Support Enginner at Wistia described the move: "After a handful of months of mild frustration around our nearly featureless, but helpful, home grown solution we decided we needed something more, something that didn’t require so much tending to. Enter Statuspage. Since the move to Statuspage, we’ve been able to do what we were looking to do along -- quickly and easily keeping out customers up to date on the status of our application. It only took one massive outage and building a new product to get there. Fast forward a couple years to modern times and our process looks way smoother. Folks get updates from us directly when there’s an outage, they know where to look for updates, and updates made to our status page push directly to a number of places."

Munson's team truly took lemons (the 2013 outage) and made lemonade (a new and improved – and scalable – incident communication process). This is an agile response to change at its finest. 

Retrospectives are also a key part of this agile value. A retrospective gives your team the chance to take a step back and discuss what worked well during your incident communication, what did not work so well, and most importantly, what you will do to prevent the same issues from happening again. Don't don't give in to the temptation to skip over a retro after an incident is marked "resolved" or if you think your team performed great. There is always room for improvement when it comes to incident communication and always a chance to build better rapport and trust with your users. 

ProTip:

Try this retrospective play from the Atlassian Team Playbook to provide a safe space for your team to reflect on and discuss what works well (and what doesn't!) so you can improve.

Revisitng our first agile manifesto, retros definitely require human-centric communication in order to be successful and produce lasting results. Take a look below at some language to consider when discussing how your incident resolution went in a retro meeting. Some of this language should also carry into the post-mortem or post incident review (PIR) you send to users after your service is restored again. Being agile means continuously improving not only in how you execute incident-related tasks, but also in how you relate to teammates and perform your role during a stressful situation. 

People Language Product language
Assumptions, hopes, and fears Tasks, issues, and actions
Motivations, misunderstandings, and behaviors Springs, epics, stories, and releases
Preferences, relationships, and respect Milestones, dependencies, and dates
Roles and responsiblities  Meetings, calendars, emails, and files

 

Don't forget the trust

We talk a lot about trust in agile and it is no different for this use case. Effective incident communication requires trust and empowerment. Teams across the organization should feel empowered with the approval and the knowledge required to communicate to users around incidents. Individuals should also be able to trust that everyone will perform their assigned duty during a incident response – and will not hesitate to jump in and embrace a break in process when the unexpected occurs. Trusting your teams to effectively communicate around incidents will allow customers to be informed more quickly, and in turn, will increase user trust and loyalty to your service (67% of Statuspage customers say that Statuspage has helped increase their users' trust!) A true win-win.