Close

Ready for ITSM at high velocity?

Что такое управление проблемами?

Управление проблемами — это процесс выявления причин инцидентов в ИТ-услугах и управления этими причинами. Это — основа фреймворков ITSM.

Чем ближе вы к настоящим экспертам по инцидентам, тем реже слышите вопрос: «Что вызвало инцидент?» Конечно, его часто задают руководители, клиенты и пресса. Но только не эксперты.

Потому что ответ на вопрос: «Что вызвало инцидент?» часто бывает сухим и бесполезным: «Перезаписанный файл конфигурации» или «Поврежденная запись в базе данных».

Но какие причины способствовали возникновению инцидента? Какие факторы привели к инциденту? Как получилось, что файл конфигурации был перезаписан? При каких условиях была создана поврежденная запись в базе данных? Такие вопросы задают эксперты. И эти вопросы лежат в основе управления проблемами.

Управление проблемами — это не только поиск и устранение инцидентов, но также выявление и изучение причин, способствовавших их возникновению, и поиск наилучшего способа устранения первопричины. Более того, точное определение причины не имеет ценности для организации, если это неструктурированный процесс, выполненный изолированной командой. То есть управление проблемами должно быть постоянным и широко применяться множеством команд, включая команды ИТ, обеспечения безопасности и разработки ПО. Инцидент может закончиться после восстановления работы сервиса, но пока не будут устранены первопричины и способствующие факторы, проблема остается.

Связь между управлением проблемами и другими основными процессами ITIL

Управление проблемами работает в связке с управлением инцидентами и другими практиками ITIL, формируя общую стратегию ITSM.

Управление проблемами и управление инцидентами

ITIL определяет проблему как причину или потенциальную причину одного или нескольких инцидентов. Реакции на события, лежащие в основе эффективного управления инцидентами и эффективного управления проблемами, бывают сходны и частично совпадают, но существуют и ключевые различия. Например, откат к предыдущему развертыванию может привести к восстановлению работы сервиса и окончанию инцидента, но основная проблема остается.

Тем не менее мы считаем, что практики управления проблемами и управления инцидентами все теснее переплетаются. В промежутках между инцидентами ИТ-команды могут сосредоточить свои усилия на исследовании проблем, чтобы внести усовершенствования и повысить качество обслуживания. Такое управление проблемами имеет наибольшую ценность для организации.

Управление проблемами и управление изменениями

Управление изменениями — это процесс планирования, отслеживания и выпуска изменений без перебоев в обслуживании и простоев.

Если изменение приводит к сбою в работе или простою, его анализируют в процессах управления инцидентами и проблемами.

Управление проблемами и управление знаниями

При управлении знаниями создается репозиторий решений и документации по стандартным процедурам и даже способам обхода инцидентов. В рамках этого процесса правильное управление знаниями может ускорить устранение инцидентов и сократить их количество.

Управление проблемами и управление запросами на обслуживание

Управление запросами на обслуживание — это практика обработки запросов пользователей на предоставление им чего-либо, например, доступа к приложениям, улучшениям ПО или информации. Запрос на обслуживание иногда бывает трудно отличить от инцидента. На самом деле, до выхода версии ITIL V3 в 2007 г. их не различали и объединяли в одну категорию — «инциденты». Сейчас ITIL определяет инцидент как «незапланированное прекращение предоставления или снижение качества ИТ-услуги». Запрос на обслуживание определяется как «официальный запрос пользователя на предоставление чего-либо: например, запрос информации, совета, сброса пароля или установки рабочей станции для нового пользователя».

Какие преимущества дает управление проблемами?

Управление проблемами при правильном использовании дает много преимуществ бизнесу.

Более быстрое устранение инцидентов

Команды, которые выявляют проблемы, лежащие в основе текущих инцидентов, будут лучше подготовлены к реагированию на инциденты в будущем. Систематизируя рекомендации по анализу проблем, команды смогут более оперативно реагировать и принимать меры при следующих перебоях в обслуживании.

Возможность избежать дорогостоящих инцидентов

Возможность избежать инцидентов экономит время, средства и нервы. По данным компании Gartner, во многих организациях время простоя обходится более чем в 300 000 $ в час. Если же речь идет о веб-сервисах, эта цифра может оказаться гораздо больше.

Повышайте продуктивность

Перестав так часто реагировать на инциденты, вы освободите ресурсы и время в командах, которые теперь смогут уделять больше внимания созданию ценности для клиентов.

Предоставление команде возможности находить и изучать первопричины инцидентов

В организациях, где эффективно управляют проблемами, команды постоянно расследуют инциденты, извлекают из них уроки и поставляют ценные обновления. К сожалению, на многих предприятиях создаются изолированные команды управления проблемами, которые слишком далеки от повседневной работы, чтобы устранить наиболее серьезные проблемы.

Поддержка постоянного улучшения обслуживания 

Управление проблемами предотвращает инциденты и одновременно повышает эффективность. Например, устранение инцидента, вызывающего снижение производительности, приводит к улучшению качества обслуживания.

Повышение удовлетворенности клиентов

Более эффективное управление проблемами сокращает число инцидентов и повышает удовлетворенность клиентов. И наоборот, если один и тот же инцидент возникает снова и снова, терпение клиентов иссякает. Уменьшение числа повторных инцидентов укрепляет доверие клиентов.

Процесс управления проблемами

Компания Atlassian выступает за сближение процессов управления проблемами и инцидентами.

Если процесс управления проблемами громоздкий, изолированный и оторванный от остальных, для компании это может закончиться появлением целого вороха нерешенных проблем. Бэклог — это место, в где проблемы у некоторых команд уходят в небытие. Проблемы лучше всего ставить перед командами, которые могут их решить и способны провести ценные исследования.

При этом важно знать основные этапы процесса управления проблемами. Они перечислены ниже.

  1. Обнаружение проблемы. Занимайтесь поиском проблем заблаговременно, чтобы их можно было решить, или предусматривайте способы обхода инцидентов до того, как они возникнут.
  2. Присвоение категории и назначение приоритета. Отслеживайте и оценивайте известные проблемы, чтобы команды могли организованно работать над решением наиболее насущных и важных проблем.
  3. Изучение и диагностика. Определите первопричины, которые привели к возникновению проблемы, и выберите наилучший способ их устранения.
  4. Создание записи об известной ошибке. В ITIL известная ошибка — это «проблема, имеющая документированную основную причину и способ обхода». Регистрация этих сведений позволит сократить простои, если проблема вызовет инцидент. Обычно эта информация хранится в документе, который называется базой данных известных ошибок.
  5. Создание способа обхода (при необходимости). Способ обхода — это временное решение, которое снижает негативное воздействие проблемы и не позволяет ей перерасти в инцидент. Способы обхода не идеальны, но могут ограничить влияние на бизнес и не позволят клиентам столкнуться с инцидентом, если проблему не удастся быстро обнаружить и устранить.
  6. Решение и закрытие проблемы. Закрытая проблема — это проблема, которая устранена и больше не может вызвать инцидент.

Рекомендации и советы по управлению проблемами

Как уже упоминалось ранее, самые эффективные из известных нам команд объединяют управление проблемами и управление инцидентами.

Если выделять управление проблемами в отдельный процесс, возникают сложности, когда, например, команда по управлению проблемами становится «узким» местом или концентрируется не на тех задачах (например, на проблемах с внешними поставщиками, на которые она не может повлиять). Основные причины зачастую не изучаются до тех пор, пока не возникнет инцидент.

Во многих случаях команда может выиграть от объединения практик управления инцидентами и управления проблемами. Это упреждающий подход, который позволяет понять, что привело к инциденту, в процессе его устранения. Например, чтобы устранить инцидент в ПО, необходимо найти ошибку в коде (причину) и затем создать замещающий код (исправление), чтобы избежать инцидентов в будущем.

Объединение управления проблемами и управления инцидентами означает, что когда команды не находятся в режиме реагирования, они могут заняться проблемами, которые больше всего влияют на качество обслуживания и производительность, и действовать на опережение, чтобы предотвратить инциденты в будущем.

Советы по управлению проблемами

Не полагайтесь на анализ основных причин постфактум

За инцидентом или проблемой редко стоит одна основная причина. Успешные команды рассматривают все потенциальные способствующие факторы в комплексе и применяют анализ без поиска виновных.

Поощряйте открытую среду, в которой можно делиться проблемами

Анализ проблем и инцидентов должен проходить в форме открытого обсуждения, во время которого участники команды могут делиться фактами, не опасаясь наказания или последствий.

Сосредоточьтесь на критически важных услугах

В первую очередь решайте проблемы, которые влияют на услуги, приносящие организации наибольшую прибыль.

Задавайте вопросы и используйте метод пяти «почему»

Многие команды добиваются успеха с помощью метода пяти «почему», автором которого является Тайити Оно, создатель производственной системы Toyota. Подробнее см. в сценарии Atlassian Team Playbook .

Распространяйте знания

Открытые команды делятся знаниями и идеями, на которых могут учиться их коллеги и другие команды.

Станьте обучающейся организацией

Эффективное управление проблемами никогда не заканчивается. Инциденты случаются даже в самых успешных организациях. Команды мирового уровня постоянно повторяют процесс и совершенствуют его, чтобы уменьшить влияние проблем на своих коллег и клиентов.

Отслеживайте последующие действия

Важно разработать четкий и унифицированный способ отслеживания последующих действий. Поскольку управлением проблемами нужно заниматься постоянно, важно использовать ПО для ITSM, с помощью которого команды могут назначать приоритеты задачам, отслеживать прогресс и связывать инциденты с проблемами.

Резюме

Инциденты часто называют незапланированными инвестициями в надежное обслуживание в будущем. Эффективное управление проблемами позволяет повысить качество обслуживания, а также выявлять и устранять причины инцидентов.

Up Next
Template

Close

What is problem management?

Problem management is the process of identifying and managing the causes of incidents on an IT service. It is a core component of ITSM frameworks.

The closer you get to real incident experts, the less you actually hear the question: “What caused the incident?”  Sure, you’ll hear it plenty from executives, and customers, and the press. But the experts know better.

Because the answer to “what caused the incident” is often dry and non-helpful: a rewritten config file, a corrupted database entry.

But what were the contributing causes behind the thing that caused the incident? What were the factors that led up to the incident? How is it possible that a config file could be rewritten? What conditions create a corrupted database entry? These are the questions you hear experts ask. And they’re at the heart of problem management.

Problem management isn’t just about finding and fixing incidents, but identifying and understanding the underlying causes of an incident as well as identifying the best method to eliminate that root cause. Moreover, pinpointing the cause has no value to an organization if it’s a cut-off process completed by a siloed team, so problem management should be constant and widely practiced across multiple teams, including IT, security, and software developers. An incident may be over once the service is up and running again, but until the underlying causes and contributing factors are addressed, the problem remains.

The relationship between problem management and other key ITIL processes

Problem management works alongside incident management and other ITIL practices to form an overall ITSM strategy.

Problem management vs. incident management

ITIL defines a problem as a cause, or potential cause, of one or more incidents. The behaviors behind effective incident management and effective problem management are often similar and overlapping, but there are still key differences. For example, rolling back a recently deploy may get the service operating again and end the incident, but the underlying problem remains.

That said, we believe that problem management and incident management practices are becoming increasingly intertwined. During the times between incidents, IT teams can focus their efforts on problem investigations that lead to improvements and better service quality. This is how problem management becomes the most valuable to the organization.

Problem management and change management

Change management is the process of planning, tracking, and releasing changes without service disruption or downtime. 

When a change does cause disruption or downtime, that change is analyzed during incident and problem management processes.

Problem management and knowledge management

Knowledge management creates a repository of solutions and documentation for common procedures and even incident workarounds. When used together, a healthy knowledge management practice can enable faster incident resolution and fewer incidents altogether.

Problem management and service request management

Service request management is the practice of processing a request from a user for something to be provided, such as access to applications, software enhancements, and information. It can sometimes be difficult to distinguish a service request from an incident. In fact, the two were not distinguished and both lumped into the category “incidents” until the release of ITIL V3 in 2007. ITIL now defines an incident as ‘an unplanned interruption to an IT service or reduction in the quality of an IT service.’ It defines a service request as “a formal request from a user for something to be provided – for example, a request for information or advice; to reset a password; or to install a workstation for a new user.”

What are the benefits of problem management?

Done right, problem management unleashes many benefits for the business.

Decrease time to resolution

Teams that unlock the problems behind today’s incident will be better prepared to attack incidents in the future. By codifying best practices around problem analysis, teams will be able to more quickly respond and take action during the next service disruption.

Avoid costly incidents

Avoiding incidents will save time, money, and lots of pain. According to Gartner, many organizations report downtime costing more than $300,000 per hour. For some web-based services, that number can be dramatically higher. 

Increase productivity

Stop responding to incidents so frequently and return resources and time to teams who could be shipping new value to customers.

Empower your team to find and learn from underlying causes

When organizations effectively practice problem management, teams continually investigate, learn from incidents, and ship valuable updates. Unfortunately, many enterprises create a siloed problem management team that is too far removed from day-to-day operations to eliminate the most pressing problems.

Promote continuous service improvement 

Problem management prevents incidents and also delivers value. For instance, fixing an incident causing low level performance also ships valuable service quality improvements.

Increase customer satisfaction

Better problem management leads to fewer incidents, and happier customers. Alternatively, customer patience wears thin when they notice the same incident happening multiple times. Decreasing the occurrence of repeat incidents builds customer trust.

The problem management process

At Atlassian, we advocate bringing the problem and incident management processes closer together.

When problem management is a heavy, siloed, and separate process, companies can end up creating a dumping ground of problems. This backlog is where problem issues go to die in some teams. It’s best to get problems in front of the teams that can handle and do valuable investigations.

That all being said, it’s good to understand the main steps that contribute to a problem management process. Such as:

  1. Problem detection - Proactively find problems so they can be fixed, or identify workarounds before future incidents happen.
  2. Categorization and prioritization - Track and assess known problems to keep teams organized and working on the most relevant and high-value problems.
  3. Investigation and diagnosis - Identify the underlying contributing causes of the problem and the best course of action for remediation.
  4. Create a known error record - In ITIL, a known error is “a problem that has a documented root cause and a workaround.” Recording this information leads to less downtime if the problem triggers an incident. This is typically stored in a document called a known error database.
  5. Create a workaround, if necessary - A workaround is a temporary solution for reducing the impact of problems and keeping them from becoming incidents. These aren’t ideal, but they can limit business impact and avoid a customer-facing incident if the problem can’t be easily identified and eliminated.
  6. Resolve and close the problem - A closed problem is one that has been eliminated and can no longer cause another incident.

Problem management best practices and tips

Like we mentioned earlier, the most effective problem management teams we’ve seen blend problem management and incident management.

Setting problem management as a separate practice creates a challenge where the problem team becomes a bottleneck or focuses on the wrong things, like problems from external vendors that they have no control over. Root causes are often not investigated until long after the incident has happened. 

In many cases, your team may benefit from integrating incident management and problem management practices. This is a proactive approach that allows you to understand what led to the incident at the same time you work to resolve it. For example, resolving an incident in software requires identifying poor code (the cause), and then developing replacement code to avoid further incidents (the fix).

Weaving problem and incident together means when teams aren’t in response mode they can look to problems that are most impacting service and performance quality and get ahead, to prevent future incidents. 

Problem management tips

Avoid relying on reactive, root-cause analysis

There is rarely just one root cause behind an incident or problem. The best teams holistically consider all potential contributing factors and practice blameless analysis.

Encourage an open environment where problems are shared

Problem and incident analysis should be an open conversation where team members are encouraged to share the facts without fear of punishment or retribution.

Focus on critical services

Prioritize addressing the problems affecting the services that deliver the most value to the organization.

Ask questions and use the ‘5 whys’

Many teams find success using the “5 Whys” technique Taiichi Ohno, the architect of the Toyota Production System. Check out the Atlassian Team Playbook play to learn more.

Spread the knowledge

Open teams share knowledge and insights that their colleagues and adjacent teams can learn from.

Become a learning organization

Effective problem management isn’t something with an end date. Even the best-performing organizations have incidents. The truly world class teams are the ones who constantly iterate on their process, improve it, and lessen the impact of problems on their colleagues and customers.

Track follow-up

It’s important to develop a clear and standardized way to stay on top of follow-up actions. Since you should always be practicing problem management, it’s important to use ITSM software that will enable your team to prioritize tasks, track progress, and help associate incident issues with problems.

Summary

Incidents are often described as an unplanned investment in the future reliability of your service. An effective problem management delivers valuable service improvements, while identifying and eliminating the driving forces behind incidents.