Close

Ready for ITSM at high velocity?

Руководство по библиотеке ITIL и ее место в современном ITSM

Бизнес все больше полагается на технологии, и ИТ-команды начинают играть ключевую роль в деятельности компаний. Библиотека ITIL (в частности, ее последняя версия ITIL 4) представляет собой структуру, которая дает ИТ-командам гибкость и стабильность, необходимые для успешной поддержки бизнеса.

Что такое ITIL?

ITIL (Information Technology Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий) — это общепризнанный набор рекомендаций, призванный помочь организациям максимально эффективно использовать ИТ путем согласования ИТ-услуг с бизнес-стратегией.

история ITIL;

Библиотека ITIL была создана в 1980-х годах британским правительством. На момент ее создания правительство искало набор стандартов для повышения эффективности ИТ. Со временем библиотека развивалась и набирала популярность по мере выпуска новых версий. В настоящее время ITIL принадлежит компании Axelos — совместному предприятию Кабинета министров Великобритании и компании Capita. В 2019 г. они выпустили последнюю версию ITIL под номером 4, в которой используется более целостный и гибкий подход к ITSM.

ITIL и ITSM: в чем разница?

Чтобы понять разницу между ITIL и ITSM, начнем с определения последнего. ITSM, или управление ИТ-услугами, — это процесс управления комплексным предоставлением ИТ-услуг клиентам со стороны ИТ-команд. Сюда входят все процессы и действия по разработке, созданию, поставке и поддержке ИТ-услуг. ITSM ориентировано на услуги. Его основной принцип заключается в том, что ИТ-продукты должны предоставляться в виде услуг.

Таким образом, ITSM — это своего рода методология предоставления ИТ-услуг бизнесу, а ITIL — широко используемый набор практик для реализации ITSM в бизнесе. Тем, кто знаком с методиками Agile, разница между ITSM и ITIL напомнит разницу между Agile и Scrum. Если ITSM (или Agile) — это методология, то ITIL (или Scrum) — фреймворк для реализации этой методологии.

Очевидно, что между этими двумя компонентами существует тесная связь: библиотека ITIL создавалась с расчетом на ITSM. Но разницу между ними можно выразить в одном предложении: ITIL — это фреймворк или набор рекомендаций по реализации ITSM.

Фреймворк ITIL

С выходом версии ITIL 4 в библиотеке произошли изменения, которые поставили ее в один ряд с такими новыми технологиями и способами работы, как Lean, Agile и DevOps. Она дает командам целостную систему взглядов, ориентированную на ценности для клиентов и бизнеса. Последнее обновление сделало библиотеку ITIL более гибкой и адаптируемой. Эти изменения проявляются и в новом фреймворке ITIL 4, и в руководящих принципах.

Так, например, в ITIL 4 появилась Система создания ценности услуг (Service Value System, SVS), основными входными данными для которой являются возможность или потребность, а основным результатом — ценность. Система SVS библиотеки ITIL включает в себя следующие компоненты:

  • руководящие принципы ITIL;
  • Управление
  • цепочка создания ценности услуг ITIL;
  • практики ITIL;
  • непрерывное совершенствование.

Сопоставление руководящих принципов ITIL 4 и Манифеста Agile показывает, что новая версия ITIL поддерживает способы работы, соответствующие принципам Agile.

Сравнение принципов ITIL 4 и Agile

Руководящие принципы ITIL 4 Манифест agile
  • Фокусируйтесь на ценности
  • Начинайте с текущего состояния
  • Развивайтесь итеративно, используя обратную связь
  • Сотрудничайте и повышайте прозрачность
  • Думайте и работайте комплексно
  • Придерживайтесь простоты и практичности
  • Оптимизируйте и автоматизируйте
  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  • Сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее следования плану.

Руководящие принципы ITIL 4
  • Фокусируйтесь на ценности
  • Начинайте с текущего состояния
  • Развивайтесь итеративно, используя обратную связь
  • Сотрудничайте и повышайте прозрачность
  • Думайте и работайте комплексно
  • Придерживайтесь простоты и практичности
  • Оптимизируйте и автоматизируйте
Манифест agile
  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  • Сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее следования плану.

По результатам последних обновлений в практиках ITIL ИТ-командам предлагается не воспринимать ITIL чересчур директивно. В ITIL 4 осуществлен переход от пошаговых процессов к целостным «практикам», которые включают в себя культуру, бизнес-цели и заинтересованные стороны. 34 практики разбиты на следующие категории: практики общего управления, практики управления услугами и практики управления технологиями.

Практики управления ITIL

Общее Обслуживание Управление технологиями
  • Управление архитектурой
  • Непрерывное совершенствование
  • Управление информационной безопасностью
  • Управление знаниями
  • Измерения и отчетность
  • Управление организационными изменениями
  • Управление портфелем
  • управление проектами
  • Управление отношениями
  • Управление рисками
  • Финансовое управление услугами
  • Управление стратегией
  • Управление поставщиками
  • Управление персоналом и кадрами
  • Управление доступностью
  • Бизнес-анализ
  • Управление мощностями и производительностью
  • Контроль изменений
  • Управление инцидентами
  • Управление ИТ-ресурсами
  • Мониторинг и управление событиями
  • Управление проблемами
  • управление релизами
  • Управление каталогом услуг
  • Управление конфигурацией услуг
  • Управление непрерывностью услуг
  • Проектирование услуг
  • Техподдержка:
  • Управление уровнем обслуживания
  • Управление заявками на обслуживание
  • Утверждение и тестирование услуг
  • Управление развертыванием
  • Управление инфраструктурой и платформой
  • Разработка ПО и управление им

Общее
  • Управление архитектурой
  • Непрерывное совершенствование
  • Управление информационной безопасностью
  • Управление знаниями
  • Измерения и отчетность
  • Управление организационными изменениями
  • Управление портфелем
  • управление проектами
  • Управление отношениями
  • Управление рисками
  • Финансовое управление услугами
  • Управление стратегией
  • Управление поставщиками
  • Управление персоналом и кадрами

Обслуживание
  • Управление доступностью
  • Бизнес-анализ
  • Управление мощностями и производительностью
  • Контроль изменений
  • Управление инцидентами
  • Управление ИТ-ресурсами
  • Мониторинг и управление событиями
  • Управление проблемами
  • управление релизами
  • Управление каталогом услуг
  • Управление конфигурацией услуг
  • Управление непрерывностью услуг
  • Проектирование услуг
  • Техподдержка:
  • Управление уровнем обслуживания
  • Управление заявками на обслуживание
  • Утверждение и тестирование услуг

Управление технологиями
  • Управление развертыванием
  • Управление инфраструктурой и платформой
  • Разработка ПО и управление им

ITIL® Foundation: Четвертая редакция ITIL. Таблица 5.1. Практики управления ITIL

В целом в ITIL 4 больше внимания уделяется таким вопросам, как люди и культура, и не рекомендуется использовать сложные, обременительные или жесткие процессы, которые могут привести к разобщенности. Мы считаем ITIL 4 важным шагом в направлении такого подхода к ITSM, где ценятся совместная работа, простота использования и создание ценности для бизнеса. Если хотите узнать больше об ITIL 4, ознакомьтесь с этим техническим документом, который содержит практическое руководство по использованию ITIL 4.

Следует ли использовать фреймворк ITIL в вашей организации?

Безусловно, внедрение ITIL дает ряд преимуществ. Структурированность, которую ITIL привносит в работу ИТ-команды, помогает лучше согласовывать цели ИТ с бизнес-целями, отслеживать ИТ-расходы, оптимизировать предоставление услуг и поддерживать уровень удовлетворенности клиентов.

Некоторые считают, что ITIL/ITSM слишком структурированы и ориентированы на процессы, и вместо этого поддерживают внедрение DevOps. Мы полагаем, что это не вопрос выбора «или-или»: успешные ИТ-команды могут извлечь пользу как из практик ITIL/ITSM, так и из DevOps.

Однако важно помнить, что архитектура ITIL 4 особенно поощряет и поддерживает гибкость. Смысл ITIL не в создании строгих правил и тяжеловесных процессов, а в том, чтобы предоставлять гибкие рекомендации. Пусть команда оценит фреймворк, практики и рекомендации ITIL и внедрит то, что будет полезно для вас. И, прежде всего, избегайте жестких схем и разобщенности в работе.

Резюме

По мере того, как ИТ-команды развиваются и ищут новые подходы к работе, вместе с ними развивается и ITIL. Уходят требования и рекомендации строго придерживаться всех процессов, описанных в ITIL и ITSM. Вместо этого ИТ-команды приобретают большую гибкость и больше возможностей для совместной работы.

Close

A guide to ITIL and its place in modern ITSM

As organizations are coming to rely more and more on the technologies to power their operations, IT teams are becoming increasingly important partners to their businesses. ITIL - and in particular, the newest version of ITIL called ITIL 4 -  provides a framework that gives IT teams both the flexibility and stability that they need in order to successfully support the business.

What is ITIL?

ITIL (Information Technology Infrastructure Library) is a widely accepted set of best practices that is designed to support an organization in gaining optimal value from IT by aligning IT services with business strategy.

The history of ITIL

ITIL was originally created by the British government in the 1980s. At the time of its inception, they were looking for a set of standards to improve IT performance. Over the years, ITIL has grown in popularity and evolved as new versions have been released. ITIL is now owned by Axelos, a joint venture between the British Government Cabinet Office and Capita. In 2019, they released the latest version of ITIL, ITIL 4, which takes a more holistic and adaptable approach to ITSM.

ITIL vs ITSM: What’s the difference?

To get at the difference between ITIL and ITSM, let’s first start by defining ITSM. ITSM, or IT service management, is how IT teams manage the end-to-end delivery of IT services to customers. This includes all the processes and activities to design, create, deliver, and support IT services. ITSM is service-centric; its core concept is the belief that IT should be delivered as a service.

So while ITSM is a kind of methodology for delivering IT to the business, ITIL is a commonly-used set of practices that outlines how to implement ITSM in a business. For those of you familiar with Agile methodologies, the difference between ITSM and ITIL is akin to the one between Agile and Scrum. While ITSM (or Agile) is a methodology, ITIL (or Scrum) is a framework for implementing that methodology.

Obviously, the connection between the two is strong; ITIL was created with ITSM in mind. But the distinction between the two can be boiled down to one idea: ITIL is a framework or a set of guidelines to assist in implementing the activities involved in ITSM.

The ITIL framework

The release of ITIL 4 brought changes to ITIL that place it within the context of emerging technologies and new ways of working like Lean, Agile, and DevOps. It guides teams into a holistic, business and customer-value frame of reference. With this latest update, ITIL has become more flexible and adaptable. This change is evident in the new ITIL 4 framework and guiding principles.

For example, ITIL 4 introduced the Service Value System, in which the key inputs are opportunity or demand and the key output is value. The components of the ITIL SVS include:

  • ITIL Guiding Principles 
  • Governance
  • ITIL Service value chain
  • ITIL Practices
  • Continual Improvement

A side-by-side comparison of the ITIL 4 Guiding Principles and the Agile Manifesto will show that this new version of ITIL promotes a more agile way of working:

ITIL 4 and Agile principles compared

The ITIL 4 guiding principles  The Agile Manifesto
  • Focus on value
  • Start where you are 
  • Progress iteratively with feedback
  • Collaborate and promote visibility
  • Think and work holistically
  • Keep it simple and practical 
  • Optimize and automate
  • Individuals and interactions over processes and tools
  • Working software over comprehensive documentation
  • Customer collaboration over contract negotiation 
  • Responding to change over following a plan

 

The ITIL 4 guiding principles
  • Focus on value
  • Start where you are 
  • Progress iteratively with feedback
  • Collaborate and promote visibility
  • Think and work holistically
  • Keep it simple and practical 
  • Optimize and automate
 The Agile Manifesto
  • Individuals and interactions over processes and tools
  • Working software over comprehensive documentation
  • Customer collaboration over contract negotiation 
  • Responding to change over following a plan

And with the most recent updates to the ITIL practices, IT teams are encouraged not to interpret ITIL in an overly-prescriptive way. ITIL 4 has shifted from step-by-step processes to holistic “practices” that incorporate culture, business goals, and stakeholders. The 34 practices are broadly categorized into general management practices, service management practices, and technical management practices:

The ITIL management practices

 

General  Service  Technical
  • Architecture management
  • Continual improvement
  • Information security management
  • Knowledge management
  • Measurement and reporting
  • Organizational change management
  • Portfolio management
  • Project management
  • Relationship management
  • Risk management
  • Service financial management
  • Strategy management
  • Supplier management
  • Workforce and talent managemen
  • Availability management
  • Business analysis
  • Capacity and performance management
  • Change enablement
  • Incident management 
  • IT asset management
  • Monitoring and event management
  • Problem management
  • Release management
  • Service catalogue management
  • Service configuration management
  • Service continuity management 
  • Service design
  • Service desk
  • Service level management
  • Service request management
  • Service validation and testing
  • Deployment management
  • Infrastructure and platform management
  • Software development and management

 

General
  • Architecture management
  • Continual improvement
  • Information security management
  • Knowledge management
  • Measurement and reporting
  • Organizational change management
  • Portfolio management
  • Project management
  • Relationship management
  • Risk management
  • Service financial management
  • Strategy management
  • Supplier management
  • Workforce and talent managemen

 

 Service
  • Availability management
  • Business analysis
  • Capacity and performance management
  • Change enablement
  • Incident management 
  • IT asset management
  • Monitoring and event management
  • Problem management
  • Release management
  • Service catalogue management
  • Service configuration management
  • Service continuity management 
  • Service design
  • Service desk
  • Service level management
  • Service request management
  • Service validation and testing

 

 Technical
  • Deployment management
  • Infrastructure and platform management
  • Software development and management

ITIL® Foundation: ITIL 4 Edition, Table 5.1, The ITIL management practices

In general, ITIL 4 brings a greater focus to things like people and culture and discourages the use of any heavy, burdensome, or rigid processes that may create siloes. We believe ITIL 4 is a positive step in the direction of an approach to ITSM that values collaboration, ease of use, and business value creation. If you’re interested in learning more about ITIL 4, check out this whitepaper which provides a practical guide to using ITIL 4.

Should your organization use the ITIL framework?

To be certain, there are a number of benefits to adopting ITIL. Bringing the kind of structure that ITIL does to your IT team can help better align IT goals with business goals, track IT costs, streamline service delivery, and keep your customers happy. 

There are some that think ITIL/ITSM is too structured and process-driven and promote the adoption of DevOps, instead. We don’t think it’s an either/or decision; successful IT teams can draw from both ITIL/ITSM and DevOps practices.

It’s important to remember, however, that the architecture of ITIL 4 specifically encourages and enables flexibility. The point of ITIL is not to create strict rules and heavy processes, but rather to provide adaptable guidelines. You and your team should evaluate the ITIL framework, practices, and guidelines and implement what works for you. And above all else, avoid rigidity and work siloes.

Summary

As IT teams evolve and look to new ways of working, ITIL is evolving with them. It’s no longer necessary or encouraged to strictly adhere to all of the processes outlined by ITIL and ITSM. Instead, IT teams are embracing greater flexibility and more collaboration.