Close

Загляните в будущее управления услугами на мероприятии High Velocity: ITSM World Tour. Регистрация

Готовы к работе с ITSM на высокой скорости?

Руководство по базам данных управления конфигурацией (CMDB)

Согласно ITIL 4, база данных управления конфигурацией (CMDB) «используется для хранения записей конфигурации на протяжении всего их жизненного цикла и... поддержания отношений между [ними]».

Другими словами, в CMDB хранится информация о конфигурации элементов в организации, включая оборудование, программное обеспечение, системы, объекты, а иногда и персонал. Задача ИТ-организации состоит в том, чтобы определить, какие элементы необходимо отслеживать и как это делать. Эти данные конфигурации могут включать отношения и взаимозависимости между элементами, историю изменений каждого элемента, а также класс и атрибуты, такие как тип, владелец и важность, для каждого элемента.

В базе данных CMDB эти отслеживаемые элементы называются элементами конфигурации (configuration items, сокращенно CI). Согласно ITIL 4, CI — это «любой компонент, которым необходимо управлять для предоставления ИТ-услуг».

CMDB предоставляет организации информацию, необходимую для принятия оптимальных бизнес-решений и выполнения эффективных процессов ITSM. Если все данные о конфигурации находятся в одном месте, руководителям проще увидеть критически важные точки непрерывной интеграции и их взаимосвязи. CMDB важны для анализа последствий, анализа первопричин, обеспечения соответствия требованиям, управления инцидентами и управления изменениями.

Управление ИТ-ресурсами (ITAM) и управление конфигурацией

Когда мы говорим о ресурсах и CI, управлении ИТ-ресурсами (ITAM) и управлении конфигурацией, легко запутаться. Кажется, что эти термины взаимозаменяемы. На самом деле они могут относиться к одним и тем же компонентам, но при этом быть связаны с разными аспектами этих компонентов.

В чем же разница между упомянутыми выше терминами? Рассмотрим, к примеру, автомобиль. Он может быть как ресурсом, имеющим финансовое значение для компании, так и элементом конфигурации — динамическим компонентом, важным с точки зрения предоставления услуг.

Существуют разные вопросы об автомобиле, связанные с разными подходами.

Вопросы, связанные с управлением ресурсами

Вопросы, связанные с управлением конфигурацией

  • Когда вы купили машину?
  • У какого дилера?
  • За сколько вы купили автомобиль?
  • Какая марка, модель и комплектация?
  • Какова амортизация?
  • Что входит в гарантию?
  • Какой тип масла используется?
  • Как часто нужно проверять уровень масла?
  • Через сколько километров пробега нужно менять масло?
  • Какова конфигурация двигателя?
    • Была ли она модифицирована?

Не каждый ресурс является элементом конфигурации. Для некоторых компаний может иметь смысл отслеживать ресурсы, не имеющие конфигурации и зависимостей, которые делают эти ресурсы ценными для отслеживания в качестве CI. Например, энергетическая компания может отслеживать отдельные опоры ЛЭП в качестве ресурсов. Они имеют финансовую ценность для организации, поэтому есть смысл следить за тем, когда они повреждены, заменены и так далее, в рамках управления ресурсами.

Однако опору ЛЭП нет смысла отслеживать в качестве элемента конфигурации. Нет сети взаимозависимостей для отслеживания. Нет конфигурации, когда мы говорим о куске дерева. И попытка ввести опору ЛЭП как элемент конфигурации в базу CMDB не привносит такой ценности, чтобы тратить на это время и силы.

Характеристики CMDB

Итак, мы понимаем, в чем функции базы данных CMDB, какова ее роль в управлении конфигурацией, как она связана с управлением ресурсами и чем отличается от управления ресурсами. Но какова функциональность CMDB с практической точки зрения?

Вот основные функциональные возможности CMDB.

Дашбоарды с метриками CI и аналитическими данными, которые позволяют без труда отслеживать работоспособность CI, их взаимосвязи, влияние изменений, закономерности, приводящие к инцидентам или проблемам, а также затраты — в деньгах и ресурсах — на создание и поддержание каждой услуги в организации.

Функции обеспечения соответствия требованиям, которые позволяют вести учет ресурсов и дают аудиторам представление о текущем состоянии элементов конфигурации, истории их изменений, проверках и балансе, инцидентах и т. д.

Возможность создавать элементы конфигурации и заполнять их данными тремя разными методами: вручную, посредством интеграции (на основе API, SCCM) и с помощью средств обнаружения, которые автоматически сканируют все IP-адреса в сети организации и помогают собирать сведения о программном и аппаратном обеспечении. Все эти методы позволяют проводить инвентаризацию каждого физического и виртуального устройства в компании.

Поддержка федеративных наборов данных, включая нормализацию и сверку элементов конфигурации и их данных.

Сопоставление ИТ-услуг (как правило, это графическое отображение связей и зависимостей).

Средства управления доступом, которые позволяют предоставлять различные уровни доступа сотрудникам или командам по мере необходимости и отслеживать изменения вплоть до их источника в случае вопросов или инцидентов.

Преимущества CMDB

Основные проблемы, которые решает CMDB, — это разрозненность данных и устаревшая информация. До внедрения CMDB у большинства организаций имеются данные, «разбросанные» по различным системам с разными владельцами. Из-за этого сложно составить полную картину всех элементов конфигурации и еще труднее понять, какая информация является актуальной, а какая — устаревшей.

Команды не могут получить важный контекст при принятии решений, способных повлиять на оценку рисков и подготовку отчетности. Как результат, проблемы решаются слишком долго, компания несет финансовые потери, а ее репутация оказывается под ударом.

Предположим, что данные элемента конфигурации (CI) А находятся в одном отделе компании, а данные CI Б — в другом. CI Б не может функционировать надлежащим образом без CI А. Когда отдел CI A решает перевести этот элемент конфигурации в автономный режим для технического обслуживания, сотрудники этого отдела не понимают, как это действие может повлиять на элемент CI Б.

В лучшем случае возникнет путаница между командами. А в худшем — произойдет крупный инцидент. И все что нужно, чтобы избежать такого сценария, — это качественная база данных CMDB.

Аналитическое агентство Forrester определяет три сценария, в которых база данных CMDB жизненно необходима.

Планирование

Директорам по технологиям нужны данные CMDB, чтобы составлять планы как на общем уровне корпоративной архитектуры и управления портфелем, так и на более детальном уровне управления ресурсами и мощностями.

Бухгалтерский учет

Отделу ИТ-финансов требуются записи о приложениях или коды услуг, чтобы распределять платежные документы и эффективно управлять финансами компании.

Операционная деятельность

База данных CMDB повышает эффективность некоторых основных методик ITSM, включая управление изменениями, управление инцидентами и управление проблемами.

В плане управления изменениями CMDB может улучшить оценку рисков за счет прогнозирования того, какие пользователи, системы и другие элементы конфигурации будут затронуты изменениями. В регулируемых отраслях CMDB может помочь соблюдать требования: команды могут эффективнее управлять своей работой и четко фиксировать все операции в контрольном журнале.

В плане управления инцидентами база данных CMDB помогает выявлять изменения, которые могут привести к инциденту, и быстрее находить способы решения проблем. Записи об инцидентах могут быть связаны с соответствующими элементами конфигурации, что позволяет командам отслеживать инциденты с течением времени вместе с ресурсами, на которые эти инциденты влияют.

В плане управления проблемами CMDB помогает быстро находить первопричины. Кроме того, CMDB поддерживает упреждающее управление проблемами, помогая командам выявлять ресурсы, которые нуждаются в обновлении. Это позволяет снизить затраты и избежать внеплановых простоев.

Таким образом, CMDB позволяет уменьшить сложность, предотвращать ошибки, укрепить безопасность и обеспечить эффективное применение методик ITSM, таких как управление изменениями и инцидентами.

Проблемы CMDB

Согласно отраслевой статистике, только 25 % организаций получают значимую пользу от инвестиций в CMDB. Из-за высокой частоты неудач технология имеет не очень хорошую репутацию.

Хорошая новость в том, что неудачи легко предотвратить. Причины, по которым происходят неудачи, можно разделить на шесть категорий.

Культура

Корпоративная культура и командный дух являются важными факторами успешности новых технологий и процессов. В недавнем исследовании Harvard Business Review 93 % руководителей заявили, что самая большая проблема цифровой трансформации на основе данных — это люди и процессы. Это справедливо для проектов CMDB.

Релевантность

CMDB часто называют «единым источником истины». Иногда организации пытаются хранить все свои данные в одном месте, не задумываясь о сценариях использования, которые имеют отношение к их потребностям.

Как и в случае с любым репозиторием данных, CMDB должна содержать полезные данные, поддерживающие внутренние процессы, такие как управление изменениями. Убедитесь, что CMDB имеет четко определенную цель, владельца и способ обновления данных, который позволял бы отражать все изменения.

Централизация

Когда мы говорим, что CMDB является централизованным местом для просмотра данных о ресурсах, это не означает, что все данные должны содержаться исключительно в CMDB. Из-за этого распространенного заблуждения командам приходится выполнять большой объем работы: они пытаются перемещать все данные в этот «единый источник истины». Более эффективным подходом было бы объединение данных из разных инструментов так, чтобы наиболее подходящий инструмент использовался для поддержки каждого варианта использования.

Например, часто имеет смысл хранить финансовые данные в инструменте управления ИТ-финансами (ITFM), а информацию о лицензиях на программное обеспечение — в инструменте управления программными ресурсами (SAM). Данные можно импортировать и зеркалировать в CMDB, даже если эта база данных не является основным местом хранения.

Точность

Многие организации пытаются разработать и поддерживать точную базу данных CMDB. Наиболее распространенными проблемами являются нерегулярное использование средств обнаружения, отсутствие правил автоматизации или зависимость от ручного ввода. Лучшее решение этих проблем — это обнаружение на основе событий, которое дополняет традиционную технологию обнаружения снизу вверх.

Для тех, кто не знаком с этими терминами, обнаружение «снизу вверх» — это когда ресурсы сопоставляются начиная с инфраструктуры и разветвляются в элементы конфигурации, ориентированные на клиента. Обнаружение на основе событий — это когда что-то происходит (событие внутри системы, проблема и т. д.), что заставляет системы взаимодействовать друг с другом. Основываясь на событии, система сопоставляет элементы конфигурации и их связи.

Не каждый элемент конфигурации можно обнаружить. Например, ваша команда может захотеть сопоставить мониторы в базе данных CMDB. Поскольку мониторы не могут быть обнаружены автоматизированной системой, их нужно вводить вручную с помощью электронной таблицы (или с помощью другого метода).

Чтобы добиться точности, следует использовать возможности как обнаружения снизу вверх, так и обнаружения на основе событий. Это даст максимально четкое представление о ваших ресурсах и их связях.

Процесс

В некоторых организациях существует мнение, что CMDB предназначена для моделирования устаревшей инфраструктуры и программного обеспечения, а не нового стека облачной и программно-определяемой инфраструктуры и современных рабочих процессов, размещенных в ней.

Семантические споры не должны быть препятствием для оценки подлинной ценности отслеживания элементов конфигурации — устаревших и актуальных — в инструменте, который позволяет составить картину наших технических экосистем.

Инструменты

Выбор подходящего инструмента имеет первостепенное значение, если вы хотите избежать неудач. Некоторые инструменты CMDB имеют ограниченные возможности по сравнению с репозиториями ресурсов: данные хранятся в устаревшей физической инфраструктуре, а средства обнаружения медленно реагируют на любые изменения. Чтобы добиться успеха при использовании CMDB, нужна такая база данных, которая бы работала с новыми типами ресурсов и могла отслеживать быстро происходящие изменения.

Выбор объекта управления в CMDB

Не существует универсального рецепта, как выбрать элементы конфигурации, которыми нужно управлять в базе данных CMDB. Конфигурация CMDB зависит от вариантов использования и целей каждой организации. Имеет смысл начать с общего уровня, а затем уже расширять конфигурацию, если это необходимо для достижения целей организации.

Элементы конфигурации можно сгруппировать как технические или нетехнические объекты.

Технические объекты — это бизнес-услуги, технические услуги, программное обеспечение, базы данных, контейнеры, виртуальные машины, операционные системы, аппаратное обеспечение, сети, порты и т. д.

Нетехнические объекты также могут быть смоделированы в базе данных CMDB, если нужно представить их как зависимые или затронутые другими ресурсами при сопоставлении ИТ-услуг. Нетехнические объекты — это пользователи, клиенты, организации, места, соглашения об обслуживании, документы и т. д.

Наконец, при создании модели CMDB следует учитывать облачные сервисы. Предложения SaaS (например, приложения Google, Dropbox, Salesforce и т. д.) и предложения IaaS (например, DigitalOcean, Linode, Rackspace, Amazon Web Services и т. д.) можно при необходимости представить как элементы конфигурации.

В отличие от устаревших баз данных CMDB, Insight for Jira Service Management предлагает гибкую и открытую структуру данных. Так вы сможете управлять всеми имеющимися ресурсами.

продолжение темы
Incident Management

Guide to configuration management databases (CMDBs)

What is a configuration management database (CMDB)?

According to ITIL 4, a configuration management database (CMDB) “is used to store configuration records throughout their lifecycle and...maintain the relationships between [them].”

In other words, your CMDB stores information on the configuration of items within an organization, including hardware, software, systems, facilities, and sometimes personnel. It is the purview of the IT organization to define which items should be tracked and how to do so. This configuration data can include relationships and interdependencies between items, the history of changes to each item, and class and attributes—such as type, owner, and importance—for each item.

Within a CMDB, these tracked items are known as configuration items (CIs). As defined by ITIL 4, CIs are “any component that needs to be managed in order to deliver an IT service.” 

Insight logo

Track and visualize your assets in Jira with Insight

Get complete visibility into your IT infrastructure with a CMDB and asset management tool that’s native to Jira. Start closing issues faster today!

The goal of a CMDB is to provide an organization with the information needed to make better business decisions and run efficient ITSM processes. By centralizing all configuration information, leaders can better understand critical CIs and their relationships. CMDBs are important in impact analysis, root cause analysis, legal compliance, incident management, and change management.

IT asset management (ITAM) vs. configuration management

Now, when we talk about assets and CIs, IT asset management (ITAM) and configuration management, it’s easy for things to get confusing. At first glance, it seems like the terms are interchangeable, but the truth is that they may deal with some of the same components of a business, but they are concerned with different aspects of those components. 

So, what’s the difference between those practices? Let’s use a car as an example because it could be both an asset (something of financial value to a company) and a CI (a dynamic component important to an organization's services). 

There are different considerations about that car within the different practices:

ITAM considerations

Configuration management considerations

  • When did you buy the car?
  • From which dealer?
  • What was the price?
  • What’s the make, model, and trim?
  • What is the depreciation?
  • What does the warranty cover?
  • What oil type is being used?
  • How often is the oil being checked?
  • How many miles until the next oil change is due?
  • What is the engine configuration? 
    • Has it been modified?

Now, not every asset is also a CI. For some companies, it may make sense to track assets that don’t have the configuration and dependencies that make them valuable to track as CIs. For example, a power company may track individual power poles as assets. They have financial value to the organization and knowing when they’re damaged, replaced, etc. may be worth tracking within asset management. 

As a CI, however, the power pole may not make sense. There’s no web of interdependencies to track. There’s no configuration when we’re talking about a hunk of wood. And trying to enter power poles as CIs in your CMDB may not add enough value to the system to justify the time and effort.

Characteristics of a CMDB

So, we understand what a CMDB does, its role in configuration management, and how it relates to and differs from asset management. But what does CMDB functionality look like on a more practical level? 

The core functional characteristics of a CMDB are:

Seamless dashboards with CI metrics and analytics that make it easy to track the health of CIs, their relationships, the impact of changes, patterns that lead to incidents or problems, and the cost—in money and resources—of building and maintaining each service within an organization.

Compliance features that give you detailed records and visibility for auditors into not only the current state of CIs, but also their historical changes, checks and balances, incidents, etc. 

Creation of CIs and timely population of their data, supported across three different methods: manual input, integrations (API-driven, SCCM), and discovery tools that conduct automated scans of all IP addresses in an organization’s network to collect software and hardware info, effectively gathering an inventory of each physical and virtual device in the company.  

Support for federated data sets, including normalization and reconciliation of CIs and their data.  

IT service mapping (typically a graphical illustration of relationships and dependencies).  

Access controls that allow you to give different access levels to different people or teams as needed and to trace changes back to their source in case of questions or incidents.

The benefits of a CMDB

The core problems that a CMDB addresses are siloed data and outdated information. Before implementing a CMDB, most organizations have data scattered across various systems with various owners, making it difficult to see a bird’s eye view of all CIs and their interdependencies and making it even harder to understand what information is and is not current. 

This prevents teams from understanding important context when making decisions, which can impact risk assessment and reporting, impair decision-making, slow issue resolution, and ultimately cost the business both financially and reputationally. 

For example, let’s say CI A’s data is housed in one department and CI B’s is in another. CI B depends on CI A in order to function properly. But when CI A’s department decides to take it offline for maintenance, they don’t have visibility into the impact they’re making on CI B. 

At best, this can cause confusion between teams. At worst, it can turn into a major incident. And all that’s needed to avoid this scenario is a good CMDB.

Forrester identifies three use cases where a CMDB is vitally important today:

Planning

Technology managers need CMDB data to plan, both at a high level with enterprise architecture and portfolio management and at a more detailed level with asset and capacity management.

Accounting

IT finance requires records of applications or service codes in order to allocate billing statements and properly manage business finances.

Operating

A CMDB improves a number of core ITSM practices, including change management, incident management, and problem management. 

In change management, a CMDB can improve risk assessment by anticipating which users, systems, and other CIs might be impacted. In regulated industries, it can also aid compliance, helping teams manage controls and providing a clear audit trail.

In incident management, a CMDB can help identify the changes that led to an incident and get to faster resolution. Incident records can be associated with their relevant CIs, helping teams track incidents over time alongside the assets they impact.

In problem management, a CMDB can help with root cause analysis, getting teams to the heart of a problem quicker. It can also support proactive problem management by helping teams identify assets that need upgrading to reduce service costs and unplanned downtime. 

At the end of the day, a CMDB should reduce complexity, prevent errors, increase security, and help ITSM practices like change and incident management run smoothly.

The challenges of CMDBs

Industry statistics tell us that only 25% of organizations get meaningful value from their CMDB investments. And such a high failure rate has left the technology with a rather problematic reputation.

The good news is that the reasons for failure are preventable and tend to fall into six predictable categories:

Culture

As with anything in an organization, culture and team commitment is one of the most important factors in whether new technology and processes are successful. In a recent study by the Harvard Business Review, 93% of executives said the greatest challenge in data-driven digital transformation is people and process. That holds true for CMDB projects.

Relevancy

CMDBs are often called the “single source of truth,” which can sometimes lead to organizations trying to shoehorn all their data into one without thinking through the use cases that are relevant to their needs. 

As with any data repository, a CMDB should contain focused, useful data that supports internal processes like change management. Make sure your CMDB has a clearly defined value objective, owner, and a way to update data to reflect all changes.

Centralization

When we say a CMDB is a centralized place to view asset data, that does not mean that all asset data has to live solely in the CMDB. This common misconception can turn into a lot of work for teams as they try to move all their data into this “single source of truth.” The real best practice here is to federate data from other tools so that the most appropriate tool is used to support each use case. 

For example, it often makes more sense to keep financial data in an IT financial management (ITFM) tool and software license information with a software asset management (SAM) tool. The data can be imported and mirrored in your CMDB, even without that being its primary storage space.

Accuracy

Many organizations struggle to develop and maintain an accurate CMDB. The most common issues are discovery tools running too infrequently, an absence of automation rules, or a reliance on manual inputs. The typical answer to these challenges is event-driven discovery that augments traditional, bottom-up discovery. 

For those unfamiliar with those terms, bottom-up discovery is when assets are mapped starting with infrastructure and branching out into customer-facing CIs. Event-driven discovery is when something happens—an event within a system, a problem, etc.—that causes systems to talk to each other. Then, based on that event, the system maps the related CIs and their connections.  

Now, not every CI is discoverable. For example, your team may want to map monitors in your CMDB. Because the monitors aren’t discoverable by an automated system, they’d need to be manually input through a spreadsheet (or similar method). 

The key to accuracy is harnessing the power of both bottom-up discovery and event-driven discovery to get the clearest picture of your assets and their connections.

Process

There is a perception in some organizations that CMDBs are for modeling legacy infrastructure and software, rather than the new stack of cloud and software-defined infrastructure and the modern workflows hosted on them. 

The truth here is that we shouldn’t let the debate about semantics keep us from exploring the genuine value of tracking our CIs—legacy and modern—in a tool that gives us a bird’s eye view of our technical ecosystems.

Tools

Choosing the right tool is paramount if you want to avoid the unhappy failure statistics above. Some CMDB tools amount to little more than asset repositories—data structures fixed on legacy physical infrastructure and discovery tools that react slowly to any changes. To succeed with a CMDB, you need one that accounts for new types of assets and is capable of quick change.

Choosing what to manage in your CMDB

There is no one-size-fits-all answer to which CIs you should manage within your CMDB. Each organization’s use cases and goals should determine the level of breadth and depth that makes sense for their CMDB set-up. In general, it makes sense to start high-level and get the services right and then only go wider or deeper where needed to meet your organizational goals.

That said, CIs can be broadly grouped as technical or non-technical entities. 

Technical entities include business services, technical services, applications, software, databases, containers, virtual machines, operating systems, hardware, networks, ports, etc. 

Non-technical entities can also be modeled in your CMDB if you need to represent them as either dependent or impacted by other assets in your IT service mapping. Non-technical entities may include users, customers, organizations, locations, service agreements, documents, etc. 

Lastly, cloud services should be taken into consideration in the design of a CMDB model. Both SaaS offerings (e.g. Google apps, Dropbox, Salesforce, etc.) and IaaS offerings (e.g. DigitalOcean, Linode, Rackspace, Amazon Web Services, etc.) can be represented as CIs as needed.

Atlassian Marketplace offers a variety of ITAM and CMDB apps.