Close

Фреймворк CALMS

Оцените возможности и отслеживайте прогресс на пути к DevOps.

Иэн Бьюкэнэн

Главный разработчик решений


CALMS — это фреймворк для оценки готовности компании к внедрению процессов DevOps, а также способ измерить успешность внедрения DevOps. Эту аббревиатуру придумал Джез Хамбл, один из авторов книги The DevOps Handbook (Руководство по DevOps). Она расшифровывается как «культура, автоматизация, бережливость, измерения и распространение знаний».

Культура


DevOps — это не просто процесс или другой подход к разработке. Это изменение корпоративной культуры. Основной составляющей культуры DevOps является сотрудничество.

Никакие инструменты и средства автоматизации не помогут, если разработчики и специалисты сферы ИТ / операционной поддержки не объединят усилия. DevOps не решает проблемы с инструментарием — DevOps решает проблемы, связанные с человеческим фактором.

DevOps можно рассматривать как развитие команд, следующих принципам agile, однако в этом случае также включены команды по эксплуатации. Верной стратегией будет формировать команды, ориентированные на продукт, а не на выполнение определенных функций. Определите умения, необходимые для создания долгосрочного продукта, включая разработку, контроль качества, управление продуктом, проектирование, деятельность по эксплуатации, управление проектами и т. д. Не стоит поручать все одной команде или нанимать «профессионалов DevOps»; гораздо важнее сформировать команды на основе продукта, которые будут эффективно сотрудничать.

Есть вещи, которые укрепляют сотрудничество, например стремление к общей цели и наличие плана для ее совместного достижения. В некоторых компаниях внезапный переход к формированию команд на основе продукта может стать слишком радикальной и преждевременной мерой. Поэтому нужно предпринимать более осторожные действия. Команды разработчиков могут (и должны) пригласить соответствующих участников команд по эксплуатации к участию в планировании спринтов, ежедневных стендапах и демонстрациях спринтов. Команды по эксплуатации могут пригласить на свои собрания главных разработчиков. Так — легко и непринужденно — они могут оставаться в курсе работы, идей и проблем друг друга.

Связанные материалы

Сведения о преимуществах DevOps

Связанные материалы

Создание культуры DevOps

Проблемы и экстренные ситуации как нельзя лучше проверяют культуру DevOps. Способны ли разработчики, инженеры по эксплуатации и специалисты по работе с клиентами вместе штурмовать проблему и решать ее, как одна команда? Ищет ли команда способ улучшить результаты при устранении будущих проблем во время разбора инцидента (вместо поиска виноватых)? Если ответ на эти вопросы «Да», значит, в вашей организации существует культура DevOps.

Наиболее успешные компании внедряют культуру DevOps в каждом отделе и на всех уровнях организационной структуры. Для такого широкого масштаба термин «DevOps» часто оказывается слишком узким и не используется. Такие компании имеют открытые каналы для коммуникации и часто общаются. Они руководствуются принципом, по которому удовлетворенность клиента в равной степени зависит от усилий команды по управлению продуктами и команды разработчиков. Они понимают, что DevOps — задача не для одной команды. Это задача для всех сотрудников.

Автоматизация


Автоматизация позволяет устранить монотонную ручную работу, сформировать воспроизводимые процессы и создать надежные системы.

Создание сборок, тестирование, развертывание и реализация автоматизации — вот с чего обычно начинают команды, еще не использующие эти принципы в работе. И еще: какая цель может сплотить разработчиков, тестировщиков и операторов лучше, чем построение систем, пользу от которых получат все участники процесса?

Команды, ранее не использовавшие автоматизацию, обычно начинают с непрерывной поставки — метода, который предполагает прогон каждого изменения кода через серию автоматизированных тестов (часто с использованием облачной инфраструктуры) — с последующей упаковкой сборок и их продвижением через среды с помощью автоматизированных развертываний.

«Почему?», — спросите вы. Компьютеры выполняют тестирование строже и добросовестнее, чем люди. Благодаря этим тестам можно раньше выявить баги и уязвимости. Наконец, при автоматизированных развертываниях специалисты по ИТ/эксплуатации получают оповещения об отклонениях среды, что позволяет минимизировать неожиданности в момент выпуска релиза.

Еще одно важное преимущество DevOps — использование принципа «конфигурация как код». Разработчики стремятся создать модульные, компонуемые приложения: такие приложения более надежны и удобны в обслуживании. Этот принцип применим и к инфраструктурам, в которых размещаются приложения, — как к облачным, так и к локальным сетевым ресурсам компании.

«Конфигурация как код» и «непрерывная поставка» — этим варианты автоматизации в мире DevOps не ограничиваются, но они заслуживают отдельного упоминания, так как позволяют улучшить взаимодействие между разработчиками и операционными командами. И когда DevOps использует автоматизированные развертывания для отправки тщательно протестированного кода в идентично настроенные среды, проверка работоспособности ПО на отдельных машинах теряет актуальность.

Бережливость


При упоминании слова «бережливый» в контексте программного обеспечения на ум сразу приходят мысли об устранении действий с низкой полезностью и ускорении процессов — то есть о том, как стать более решительными и гибкими. Еще более актуальными для DevOps являются понятия непрерывного совершенствования и принятия поражений, которые закладывают основу экспериментального мышления.

Люди с мышлением DevOps находят возможности для непрерывного совершенствования повсюду. Некоторые возможности — например, проведение регулярных ретроспектив для совершенствования процессов в команде — лежат на поверхности. Другие — например, A/B-тестирование различных подходов к адаптации новых пользователей продукта — не столь очевидны.

Благодаря agile-разработке идея о непрерывном совершенствовании стала модной. Первые приверженцы agile-методики доказали, что простой продукт, отданный клиенту сегодня, гораздо ценнее идеального продукта, отданного клиенту через полгода. Если продукт постоянно совершенствуется, клиент будет и дальше использовать его.

Кстати, вы знаете, что неудачи неизбежны? Поэтому стоит учить свою команду принимать поражения, восстанавливаться после них и делать соответствующие выводы (некоторые называют этот процесс «антихрупкостью»). Мы в Atlassian считаем, что если вы периодически не сталкиваетесь с неудачами, значит, вы работаете не в полную силу.

В контексте DevOps сбои не рассматриваются как проступки, за которые последует наказание. Команды признают, что однажды все может пойти наперекосяк, поэтому при выполнении сборки закладывается возможность быстрого обнаружения проблем и оперативного восстановления. Во время разбора инцидентов акцент делается не на поиске виноватых, а на местах «обрушения» процессов и их укреплении. Почему? Потому что непрерывное совершенствование и сбои тесно связаны между собой.

Измерения


При отсутствии данных сложно подтвердить, что усилия, затраченные на непрерывное совершенствование, действительно приносят какие-то плоды. К счастью, существует множество инструментов и технологий измерения производительности: продолжительность работы пользователей с продуктом, количество продаж, вызванных записью в блоге, или частота появления в логах сообщений о критических ошибках.

Измерить можно практически все. Но это не значит, что вам обязательно нужно измерять все показатели. Давайте обратимся к agile-разработке и начнем с основ.

Сколько времени проходит от разработки до развертывания?

Как часто ошибки или сбои возникают повторно?

Как долго выполняется восстановление после системного сбоя?

Сколько человек использует ваш продукт в настоящее время?

Каким был приток/отток пользователей на этой неделе?

При наличии прочного основания проще фиксировать более сложные показатели по использованию возможностей, путям клиентов и соглашениям об уровне обслуживания (SLA). Полученные данные пригодятся при разработке дорожных карт и определении дальнейших шагов.

Благодаря этим замечательным данным вашей команде будет проще принимать решения, и, что еще важнее, этой информацией можно делиться с другими, в частности с командами из других отделов. Например, ваша маркетинговая команда хочет получить новые эффектные функции, которые можно продать. Но в данный момент вы наблюдаете высокий отток клиентов из-за значительного технического долга в продукте. Подкрепив дорожную карту пользовательскими данными (даже если продукт требует множества исправлений при малом количестве функций), вам будет проще достигнуть консенсуса и получить одобрение со стороны заинтересованных лиц.

Обмен


Как бы сильно мы ни желали, чтобы по мановению волшебной палочки все команды превратились в высокоэффективные команды DevOps, в реальности такое превращение потребует сочетания методов, принципов культуры и инструментов. Но, как вы уже знаете, преимущества от преодоления разобщенности между командами по разработке и эксплуатации того стоят. Вас ждет повышение доверия, более быстрый выпуск релизов, повышение надежности развертываний и ускорение цикла обратной связи между командами и клиентами.

Внедрение методики DevOps — непростая задача. И тем не менее при наличии правильного настроя, усилий и инструментов организация может внедрить принципы DevOps, которые дают значительные преимущества.

Извечный конфликт между командами по разработке и эксплуатации во многом обусловлен отсутствием общих целей. Мы считаем, что совместная ответственность и общий успех помогают сгладить разногласия. Отношение к разработчикам сразу улучшится, если они помогут команде по эксплуатации с одной из самых тяжелых задач — обработкой заявок (раньше это называлось «работой с пейджером»). В основе DevOps лежит идея о том, что выпуском и обеспечением работы приложения должны заниматься люди, которые выполняли его разработку.

Заключение


Из этой идеи родилась фраза «кто разработал, тот и поддерживает», которая побуждает команды к активному участию. Это не значит, что вам нужно нанять разработчиков, и они по мановению волшебной палочки сразу станут отличными операторами. Это значит, что разработчикам и операторам нужно взаимодействовать в течение всего жизненного цикла приложения. Более того, отчеты показали, что улучшить показатели поставки и повысить производительность можно лишь благодаря проверке кода и продуктов со стороны коллег. Внешние проверяющие оказались не более эффективными, чем полный отказ от проверок.

В командах, использующих DevOps, часто вводится совмещенная должность, в рамках которой разработчики решают проблемы, выявленные конечными пользователями, и одновременно выявляют и устраняют неполадки в рабочей версии продукта. Такие специалисты занимаются решением срочных проблем, выявленных клиентами, при необходимости создают патчи и работают в бэклоге с неисправностями, выявленными клиентами. «Разработчик на поддержке» получает обширную информацию о работе приложения в реальных условиях. А благодаря высокой доступности команд разработчиков для операционной команды, между этими командами возникает доверие и взаимное уважение.

Ian Buchanan
Ian Buchanan

Иэн Бьюкенен занимает должность главного разработчика решений для DevOps в компании Atlassian; сфера его интересов — развивающееся сообщество DevOps и совершенствование непрерывной интеграции и непрерывной поставки с помощью Jira, Bitbucket и Bamboo. У Иэна большой опыт разработки на Java и .NET, но гораздо больше он известен как специалист по применению agile-методик и бережливого подхода в крупных корпорациях.

В течение своей карьеры он с успехом управлял корпоративными инструментами разработки ПО на всех этапах их жизненного цикла, от зарождения до устаревания. Иэн руководил на корпоративном уровне модернизацией процессов, которая приводила к улучшению производительности, качества и повышению удовлетворенности клиентов. Он создал международные команды, следующие принципам agile, саморегуляции и самоорганизации. Когда Иэн не выступает и не пишет код, он посвящает время своим любимым занятиям: создает парсеры, экспериментирует с метапрограммированием и предметно-ориентированными языками.


Поделитесь этой статьей
Следующая тема

Рекомендуемые статьи

Добавьте эти ресурсы в закладки, чтобы изучить типы команд DevOps или получать регулярные обновления по DevOps в Atlassian.

Рисунок: DevOps

Сообщество DevOps

Рисунок: DevOps

Семинар по моделированию

Рисунок схемы

Начните работу бесплатно

Подпишитесь на информационную рассылку по DevOps

Thank you for signing up

CALMS Framework

Assess your ability and measure progress on your DevOps journey.

Ian Buchanan

Principal Solutions Engineer


CALMS is a framework that assesses a company's ability to adopt DevOps processes, as well as a way of measuring success during a DevOps transformation. The acronym was coined by Jez Humble, co-author of “The DevOps Handbook,” and stands for Culture, Automation, Lean, Measurement, and Sharing.

Culture

DevOps isn’t simply a process, or a different approach to development -- it’s a culture change. And, a major part of a DevOps culture is collaboration. 

All the tooling and automation in the world are useless unless development and IT/Ops professionals work together. Because DevOps doesn’t solve tooling problems. It solves human problems. 

Think of DevOps as an evolution of agile teams -  the difference is now operations is by default included. Forming product-oriented teams to replace function-based teams is a step in the right direction. Include development, QA, product management, design, operations, project management, and any other skill set the long-running product requires. Rather than having one team do everything or hiring “DevOps professionals”, it’s more important to have product-based teams that can seamlessly work together.  

Few things foster collaboration like sharing a common goal and having a plan to reach it together. At some companies, switching suddenly to product-based teams is too much, too soon. So take smaller steps. Development teams can – and should – invite appropriate members of the operations team to join sprint planning sessions, daily stand-ups, and sprint demos. Operations teams can invite key developers to their meetings. It’s an agile and organic way to get on the pulse of each other’s work, ideas, and struggles. 

related material

Learn about the benefits of DevOps

related material

Build a DevOps culture

Challenges and even emergencies are effective tests of DevOps culture. Do developers, operations, and customer advocates swarm on a problem and resolve it as a team? Do incident post-mortems focus on improving outcomes for next incident instead of pointing fingers? If the answer is “yes,” that’s a good indication that your organization is embracing a DevOps culture.

The most successful companies are on board with DevOps culture across every department, and at all levels of the org chart. At such broad scale, the term “DevOps” is often too narrow and the term is no longer needed. Such companies have open channels of communication, and talk regularly. They assume keeping customers happy is just as much product management’s responsibility as it is the development team’s responsibility. They understand that DevOps isn’t one team’s job. It’s everyone’s job.


Automation

Automation helps eliminate repetitive manual work, yields repeatable processes, and creates reliable systems.

Build, test, deploy, and provisioning automation are typical starting points for teams who don’t have them in place already. And hey: what better reason for developers, testers, and operators to work together than building systems to benefit everyone?

Teams new to automation usually start with continuous delivery: the practice of running each code change through a gauntlet of automated tests -- often facilitated by cloud-based infrastructure -- then packaging up builds and promoting them through environments using automated deployments. 

Why? Computers execute tests more rigorously and faithfully than humans. These tests catch bugs and security flaws sooner. And automated deployments alert IT/Ops about drift between environments, which reduces surprises when it’s time to release.

Another major contribution of DevOps is “configuration as code.” Developers strive to create modular, composable applications because they are more reliable and maintainable. That same thinking can be extended to the infrastructure that hosts them, whether it lives in the cloud or on the company's own network.

“Configuration as code” and “continuous delivery” aren’t the only types of automation seen in the DevOps world, but they’re worth special mention because they help break down the wall between development and operations. And when DevOps uses automated deploys to send thoroughly tested code to identically provisioned environments, “works on my machine!” becomes irrelevant.


Lean

When we hear “lean” in the context of software, we usually think about eliminating low-value activities and moving quickly – being scrappy and agile. Even more relevant for DevOps are the concepts of continuous improvement and embracing failure - which lay the foundation of an experimental mindset.

A DevOps mindset recognizes opportunities for continuous improvement everywhere. Some are obvious, like holding regular retrospectives so your team’s processes can improve. Others are subtle, like A/B testing different on-boarding approaches for new users of your product.

We have agile development to thank for making continuous improvement a mainstream idea. Early adopters of the agile methodology proved that a simple product in the hands of customers today is more valuable than a perfect product in the hands of customers six months from now. If the product is improved continuously, customers will stick around.

And guess what: failure is inevitable. So you might as well set up your team to absorb it, recover, and learn from it (some call this “being anti-fragile”). At Atlassian, we believe that if you’re not failing once in a while, you’re not trying hard enough.

In the context of DevOps, failure is not a punishable offense. Teams assume that things are bound to go pear-shaped at some point, so they build for fast detection and rapid recovery. Postmortems focus on where processes fell down and how to strengthen them – not on which team member messed up the code. Why? Because continuous improvement and failure go hand in hand.


Measurement

It’s hard to prove your continuous improvement efforts actually improve anything without data. Fortunately, there are loads of tools and technologies for measuring performance, like how much time users spend with your product, whether that blog post generated any sales, or how often critical alerts pop up in your logs.

Although you can measure just about anything, that doesn’t mean you have to (or should) measure everything. Take a page from agile development and start with the basics:

  • How long did it take to go from development to deployment? 
  • How often do recurring bugs or failures happen?
  • How long does it take to recover after a system failure?
  • How many people are using your product right now?
  • How many users did you gain / lose this week?

With a solid foundation in place, it’s easier to capture sophisticated metrics around feature usage, customer journeys, and service level agreements (SLAs). The information you get comes in handy when it’s time for road mapping and spec’ing out your next big move.

All this juicy data will help your team make decisions, but it’s even more powerful when shared with other teams – especially teams in other departments. For example, your marketing team wants shiny new features they can sell. But meanwhile, you’re seeing high customer churn because the product is awash in technical debt. Providing user data that supports your roadmap – even if it’s light on features and heavy on fixes – makes it easier to build consensus and get buy-in from stakeholders.


Sharing

The long-standing friction between development and operations teams is largely due to a lack of common ground. We believe that sharing responsibility and success goes a long way toward bridging that divide. Developers can win instant goodwill by helping to carry one of operations’ biggest burdens: the pager (a figurative construct these days). DevOps is big on the idea that the same people who build an application should be involved in shipping and running it.

This doesn’t mean that you hire developers and simply expect them to be excellent operators as well. It means that developers and operators pair with each other throughout the application’s lifecycle.

Teams that embrace DevOps often have a rotating role whereby developers address issues caught by end users while, at the same, troubleshooting production problems. This person responds to urgent customer-reported issues, creating patches when necessary, and works through the backlog of customer-reported defects. The “developer on support” learns a lot about how the application is used in the wild. And by being highly available to the operations team, the development teams build trust and mutual respect.

As much as we wished that there was a magic wand to transform all teams into high-performing DevOps teams, DevOps transformations require a blend of practices, cultural philosophies, and tools. But like you’ve read, the benefits to breaking down the Development and Operations siloes are well worth it -- increased trust, faster software releases, more reliable deployments, and a better feedback loop between teams and customers.

Embracing DevOps is no small task. Yet given the right mindset, effort, and tools, an organization can undergo a DevOps transformation that yields significant benefits.

Ian Buchanan
Ian Buchanan

Ian Buchanan is a Principal Solutions Engineer for DevOps at Atlassian where he focuses on the emerging DevOps community and the application of Jira, Bitbucket, and Bamboo for better continuous integration and continuous delivery. While Ian Buchanan has broad and deep experience with both Java and .NET, he is best known as a champion of lean and agile practices in large enterprises.

During his career, he has successfully managed enterprise software development tools in all phases of their lifecycle, from cradle to grave. He has driven organization-wide process improvement with results of greater productivity, higher quality, and improved customer satisfaction. He has built multi-national agile teams that value self-direction and self-organization. When not speaking or coding, you are likely to find Ian indulging his passions in parsers, meta-programming, and domain-specific languages.


Share this article

Recommended reading

Bookmark these resources to learn about types of DevOps teams, or for ongoing updates about DevOps at Atlassian.

Devops illustration

DevOps community

Devops illustration

Simulation workshop

Map illustration

Get started for free

Sign up for our DevOps newsletter

Thank you for signing up