Close

Кто такой инженер DevOps?

Инженер DevOps должен обладать компетенциями в области разработки и эксплуатации, а также навыками межличностного общения для преодоления барьеров между разрозненными командами.

Портрет Тома Холла
Том Холл

Консультант и специалист по DevOps


Если в организации сформировалась разрозненная структура, в которой команды по разработке и эксплуатации действуют раздельно, внедрение DevOps часто стимулирует организационную перестройку. Для успешного внедрения DevOps требуются правильные сотрудники, культура и инструменты. При этом по данным опроса Atlassian «Тенденции DevOps» за 2020 год, часто внедрению DevOps мешает отсутствие навыков у сотрудников.

Одной из ключевых ролей в контексте реструктуризации DevOps является инженер DevOps. Этому сотруднику нужны значительные компетенции в области разработки и эксплуатации, а также навыки межличностного общения для преодоления барьеров между разрозненными командами.

Кто такой инженер DevOps?


Инженер DevOps — это ИТ-специалист общего профиля, которому нужны обширные знания в области разработки и эксплуатации, включая написание кода, управление инфраструктурой, системное администрирование и работу с пакетами инструментов DevOps. Инженеры DevOps также должны обладать навыками межличностного общения, поскольку им приходится преодолевать разобщение в компании и создавать более благоприятную среду для совместной работы.

Инженерам DevOps нужно хорошо разбираться в архитектуре общих систем, выделении ресурсов и администрировании, а также иметь опыт работы с традиционными наборами инструментов для разработчиков и такими методами, как использование системы управления версиями, проведение и получение проверок кода, написание модульных тестов и знание принципов Agile.

Роли и обязанности


Роль инженера DevOps зависит от конкретной организации, однако всегда подразумевает сочетание разработки релизов, выделения инфраструктуры и управления ею, системного администрирования, обеспечения безопасности и продвижения DevOps.

Логотип: организация работы команды
см. решение

Инструменты DevOps для всей команды

Логотип: книга
Учебный курс

Основы DevOps от Atlassian

Разработка релизов включает задачи, необходимые для создания и развертывания кода приложения. Конкретные инструменты и процессы сильно зависят от множества переменных, таких как язык программирования, степень автоматизации конвейера и тип рабочей инфраструктуры (локальная или облачная). Разработка релизов может потребовать выбора, выделения и обслуживания инструментов CI/CD или создания и поддержки индивидуальных сценариев сборки/развертывания.

Выделение инфраструктуры и системное администрирование включают развертывание и обслуживание серверов, хранилищ и сетевых ресурсов, необходимых для размещения приложений. Для организаций с локальными ресурсами может потребоваться управление физическими серверами, устройствами хранения данных, коммутаторами и ПО виртуализации в центре обработки данных. Для гибридных или полностью облачных организаций обычно нужно выделять виртуальные экземпляры одних и тех же компонентов и управлять ими.

Продвижение DevOps представляет собой, пожалуй, самую важную задачу инженера DevOps, однако ее часто недооценивают или вовсе упускают из виду. Переход к культуре DevOps может сбить с толку участников команды разработчиков и подорвать их работу. Как эксперт в области DevOps, инженер DevOps должен продвигать методы этого подхода и обучать им всех сотрудников организации.

Навыки инженера DevOps


Технические навыки, необходимые инженеру DevOps, зависят от структуры команды, технологий и используемых наборов инструментов. При этом также непременно нужны развитые навыки общения и совместной работы. Кроме того, инженеру DevOps важно хорошо разбираться во всех компонентах конвейера поставки и знать о достоинствах и недостатках доступных инструментов и сервисов.

Общение и совместная работа

Инженеру DevOps важно эффективно взаимодействовать и вести совместную работу с командами, менеджерами и клиентами. Эти так называемые «коммуникативные навыки» часто игнорируют и недооценивают, однако успех DevOps в значительной степени зависит от качества и количества обратной связи по всему потоку создания ценности.

Системный администратор

Инженеру DevOps нужен опыт системного администрирования, включая выделение ресурсов и управление серверами, развертывание баз данных, мониторинг безопасности, исправление уязвимостей и управление внутренними и внешними сетевыми подключениями.

Опыт работы с инструментами DevOps

Для работы по методике DevOps крайне важны правильные инструменты, поэтому инженеру DevOps нужно разбираться в различных решениях и уметь с ними работать. Сюда входят инструменты, охватывающие весь жизненный цикл DevOps, от инфраструктуры и разработки до мониторинга и эксплуатации продукта или сервиса.

Управление конфигурацией

Зачастую инженерам DevOps нужен опыт работы с одним или несколькими инструментами управления конфигурацией, например Chef, Puppet или Ansible. Многие организации внедряют эти или аналогичные инструменты для автоматизации задач системного администрирования, таких как развертывание новых систем или применение исправлений безопасности к работающим системам.

Контейнеры и их оркестровка

С помощью технологии контейнеризации, получившей распространение благодаря Docker, код приложения и его среда выполнения объединяются в один образ. Это снижает потребность в традиционных инструментах управления конфигурацией. В то же время управление контейнерами имеет свои сложности, поэтому инженеру DevOps необходим опыт работы с инструментами, известными как «оркестраторы контейнеров» (например, Docker Swarm или Kubernetes).

Непрерывная интеграция и непрерывное развертывание

Непрерывная интеграция и непрерывная поставка (CI/CD) являются основными методами DevOps-подхода к разработке программного обеспечения и поддерживаются множеством доступных инструментов. В любом инструменте или наборе инструментов CI/CD должна быть предусмотрена автоматизация процесса сборки, тестирования и развертывания программного обеспечения.

Для эффективного использования этих инструментов инженерам DevOps обычно нужен опыт настройки и развертывания одного или нескольких инструментов CI/CD, а также тесное сотрудничество с остальными отделами по разработке.

Архитектура системы и выделение ресурсов

Инженер DevOps должен уметь проектировать и выделять компьютерные экосистемы (локальные и облачные), а также управлять ими. Важно понимать явление инфраструктуры как кода (IaC-обработка), процесса управления ИТ, в котором применяются различные рекомендации, от разработки программного обеспечения по методике DevOps и до управления ресурсами облачной инфраструктуры. Инженеру DevOps нужно знать, как моделировать инфраструктуру системы в облаке с помощью Amazon Web Services (AWS), AWS CloudFormation или Terraform.

Знакомство с программированием и написанием сценариев

Многим традиционным системным администраторам приходилось создавать сценарии оболочки для автоматизации повторяющихся заданий. Инженеру DevOps не следует ограничиваться написанием сценариев автоматизации; он должен разбираться в передовых методах разработки ПО и способах внедрения методов разработки Agile, таких как проверки кода и система управления версиями.

Навыки совместного управления

Межкомандная совместная работа представляет основу эффективной стратегии DevOps независимо от конкретной организационной структуры. Инженеру DevOps нужно работать с различными сотрудниками организации в роли коуча и коллеги. При этом не важно, есть в компании только одна команда разработчиков, между которыми разделены обязанности, или же в ней сформировано несколько команд, занимающихся разработкой функций, контролем качества, DevOps и т. д.

Внедрение DevOps дает много преимуществ, однако одним из самых важных является возможность быстрее предоставлять разработчикам обратную связь. Инженеру DevOps часто приходится работать с командой контроля качества (ответственными за ручное тестирование или разработчиками автоматизированных тестов), чтобы повысить скорость, эффективность и производительность методик тестирования.

В то же время разработчикам может потребоваться поддержка инженеров DevOps для улучшения процесса, предполагающего написание и развертывание кода приложения.

Команда DevOps: другие роли и обязанности


Евангелист DevOps

Это эксперт по DevOps, который продвигает и развивает методы DevOps в организации. У евангелиста DevOps обычно большой технический опыт, однако его задачи прежде всего требуют межличностного общения и совершенствования процессов.

Менеджер релизов и консультативный комитет по изменениям

У организаций, которые еще не перешли на DevOps или находятся на ранних стадиях этого процесса, может быть отдельная команда, называемая консультативным комитетом по изменениям (CAB), или отдельная роль менеджера по релизам.

Эти роли должны следить за тем, чтобы любое новое прикладное ПО, выпущенное в рабочую среду, соответствовало стандартам качества и безопасности, а также получило нужные подтверждения со стороны руководителей.

Такие роли имели большое значение, когда с релизами программного обеспечения было связано больше рисков. Если же используются такие стратегии, как автоматическое тестирование и темные развертывания, эти роли теряют значимость (или вовсе устаревают).

Эксперт по автоматизации

Каждому инженеру DevOps нужен опыт в области автоматизации. Однако вместе с этим в организациях иногда назначают отдельного эксперта или инженера по автоматизации. Это может быть сотрудник, занимающийся управлением инструментами CI/CD или разработкой и обслуживанием наборов автоматизированных тестов.

разработчик программного обеспечения

В большинстве случаев должность разработчика ПО занимают лица, пишущие код для клиентских или серверных приложений (либо для тех и других сразу). До появления Agile-мышления таких сотрудников называли «компьютерными программистами».

Контроль качества

Команда контроля качества (QA) отвечает за обнаружение сбоев в программном обеспечении. QA-инженеры обычно тестируют новый код приложения вручную, чтобы убедиться, что приложение не завершит работу с ошибкой сразу после запуска («smoke-тестирование»), не нарушит существующий функционал («регрессионное тестирование») и не будет конфликтовать с другими новыми функциями («интеграционное тестирование»).

Организации все чаще дополняют или заменяют ответственных за ручное тестирование, назначая инженера-разработчика ПО в роли тестировщика (SDET). Инженер SDET тестирует новый код приложения перед его выпуском в рабочую среду. Однако он не занимается ручным тестированием ПО. Его профиль — это написание кода для автоматизации тестирования.

Инженер по безопасности

В организациях, отказавшихся от полной интеграции вопросов обеспечения безопасности и соответствия требованиям в процессы планирования и разработки, обычно есть сотрудник или команда, которые отвечают за безопасность. Зачастую такой подход становится антипаттерном, поскольку безопасность отходит на второй план. Стоит учесть, что защитить ПО после его разработки, сборки и развертывания намного сложнее, чем спроектировать продукт с учетом безопасности.

Выход за рамки одной роли


DevOps — это методика, требующая изменения культуры, внедрения новых принципов управления и использования технологических инструментов. В центре внедрения DevOps находится инженер DevOps, который должен обладать широким набором навыков, чтобы облегчить процесс трансформации. Однако большинству организаций требуется не просто один инженер DevOps, а целая команда специалистов широкого и узкого профиля, тесно сотрудничающих друг с другом для внедрения методов DevOps и улучшения жизненного цикла разработки ПО. Инженер DevOps помогает преодолеть разрозненность и тем самым облегчить сотрудничество различных экспертов и работу со всеми пакетами инструментов для полноценной реализации потенциала DevOps.

Tom Hall
Tom Hall

Том Холл — специалист по DevOps и евангелист этой методики, а также заядлый читатель и пианист-любитель.
В числе его достижений за последние 20 лет — сертификации Novell, EMC, VMware и AWS. Он помог организовать конференцию DevOpsDays в Атланте в 2016 году и в последующих годах — в Остине, штат Техас.


Поделитесь этой статьей
Следующая тема

Рекомендуемые статьи

Добавьте эти ресурсы в закладки, чтобы изучить типы команд DevOps или получать регулярные обновления по DevOps в Atlassian.

Рисунок: DevOps

Сообщество DevOps

Рисунок: DevOps

Семинар по моделированию

Рисунок схемы

Начните работу бесплатно

Подпишитесь на информационную рассылку по DevOps

Thank you for signing up

How a DevOps engineer facilitates DevOps

A DevOps engineer must have skills that span both development and operations, as well as interpersonal skills to help bridge divides between siloed teams.

Tom Hall

DevOps Advocate & Practitioner


When an organization is rooted in a siloed structure where development and operations work separately, implementing DevOps often entails an organizational overhaul. It takes the right people, culture, and tools to successfully implement DevOps. Yet one of the most common hurdles to implementing DevOps is a lack of skills in employees, according to Atlassian’s 2020 DevOps Trends Survey.

One of the key roles for implementing a DevOps restructuring is a DevOps engineer. This person must possess a wide ranging skill set that spans both development and operations, but also the interpersonal skills to bridge divides between siloed teams. 

What is a DevOps engineer?

A DevOps engineer is an IT generalist who should have a wide-ranging knowledge of both development and operations, including coding, infrastructure management, system administration, and DevOps toolchains. DevOps engineers should also possess interpersonal skills since they work across company silos to create a more collaborative environment. 

DevOps engineers need to have a strong understanding of common system architecture, provisioning, and administration, but must also have experience with the traditional developer toolset and practices such as using source control, giving and receiving code reviews, writing unit tests, and familiarity with agile principles.


Roles and responsibilities

The role of a DevOps engineer will vary from one organization to another, but invariably entails some combination of release engineering, infrastructure provisioning and management, system administration, security, and DevOps advocacy. 

related material

Build a DevOps Culture

related material

Learn about the benefits of DevOps

Release engineering includes the work required to build and deploy application code. The exact tools and processes vary widely depending on many variables, such as what language the code is written in, how much of the pipeline has been automated, and whether the production infrastructure is on-premise or in the cloud. Release engineering might entail selecting, provisioning, and maintaining CI/CD tooling or writing and maintaining bespoke build/deploy scripts.

Infrastructure provisioning and system administration include deploying and maintaining the servers, storage, and networking resources required to host applications. For organizations with on-premise resources this might include managing physical servers, storage devices, switches, and virtualization software in a data center. For a hybrid or entirely cloud-based organization this will usually include provisioning and managing virtual instances of the same components. 

DevOps advocacy is often undervalued or overlooked entirely, but is arguably the most important role of a DevOps engineer. The shift to a DevOps culture can be disruptive and confusing to the engineering team members. As the DevOps subject matter expert, it falls to the DevOps engineer to help evangelize and educate the DevOps way across the organization.


DevOps engineer skills

The technical skills required of a DevOps engineer will vary depending on the team structure, technologies, and toolsets in use. Yet strong communication and collaboration skills are essential. It’s also important for a DevOps engineer to have a solid understanding of all the components of a delivery pipeline, and to know the pros and cons of available tools and services.

Communication and collaboration

It’s important for a DevOps engineer to communicate and collaborate effectively with teams, managers, and customers. These so-called “soft-skills” are often overlooked and undervalued, but the success of DevOps relies heavily on the quality and quantity of feedback across the entire value stream.

System administration

A DevOps engineer will have experience with system administration, such as provisioning and managing servers, deploying databases, security monitoring, system patching, and managing internal and external network connectivity.

Experience with DevOps tools

Since using the right tools are essential to DevOps practices, the DevOps engineer must understand, and be able to use, a variety of tools. These tools span the DevOps lifecycle from infrastructure and building, to monitoring and operating a product or service.

Configuration management

DevOps engineers will often be expected to have experience with one or more configuration management tools such as Chef, Puppet, or Ansible. Many organizations have adopted these or similar tools to automate system administration tasks such as deploying new systems or applying security patches to systems already running.

Containers and container orchestration

With containerization, a technology popularized by Docker, the code for the application and its runtime environment are bundled in the same image. This makes traditional configuration management tools less necessary. At the same time managing containers brings its own challenges, and experience with the class of tools known as “container orchestrators” (e.g. Docker Swarm or Kubernetes) becomes a necessary skill for the DevOps engineer.

Continuous integration and continuous deployment

Continuous integration and continuous Delivery (CI/CD) are core practices of a DevOps approach to software development, and enabled by a host of available tools. The most fundamental function of any CI/CD tool or set of tools is to automate the process of building, testing, and deploying software.

DevOps engineers will usually need experience with configuring and deploying one or more CI/CD tools, and will usually need to work closely with the rest of the development organization to ensure that these tools are used effectively.

System architecture and provisioning

A DevOps engineer should have the ability to design, provision, and manage computer ecosystems, whether on-premise or in the cloud. It’s important to understand Infrastructure as Code (IaC), an IT management process that applies best practices from DevOps software development to the management of cloud infrastructure resources. A DevOps engineer should understand how to model system infrastructure in the cloud with Amazon Web Services (AWS), AWS CloudFormation, or Terraform.

Familiarity with coding and scripting

Many traditional system administrators have experience writing shell scripts to automate repetitive tasks. A DevOps engineer should go beyond writing automation scripts and understand advanced software development practices and how to implement agile development practices such as code reviews and using source control.

Collaborative management skills

Cross-team collaboration is a fundamental component of an effective DevOps strategy, regardless of the specific organizational structure. Whether the engineering team is a group divided only by roles or there are separate teams for feature development, quality assurance, DevOps, etc., the DevOps engineer should work across the organization as coach and co-worker, with many different people. 

For example, one of the most valuable returns on a DevOps investment is the ability to deliver faster feedback to developers. A DevOps engineer will often have to work with QA (whether they be manual testers or developers who write test automation) to improve the speed, efficacy, and output of testing methodologies.

At the same time, developers may need support from DevOps engineers when working to improve the process of building and deploying application code.


The DevOps team: other roles and responsibilities

DevOps evangelist

This is a DevOps expert who promotes and develops DevOps practices across the organization. The DevOps evangelist will typically have a strong technical background, but the focus of the role is on interpersonal communication and process improvement.

Release manager/change advisory board

Organizations that have not transitioned to DevOps or are still in the early stages of doing so might have a separate group called the change advisory board (CAB) or an individual release manager role. 

The purpose of such roles is to ensure that any new application software being released into production meets quality and security standards and has the appropriate management approvals. 

These roles were particularly important when software releases were more risky. However, these roles are less important (if not obsolete) with the use of strategies like automated testing and dark deployments.

Automation expert

Every DevOps engineer is expected to have expertise in automation. Yet it is not unheard of for an organization to have a separate automation expert or automation engineer role. This may be someone whose focus is to manage the CI/CD tooling or develop and maintain automated test suites.

Software developer

In most cases the title software developer is given to individuals who write either front-end or back-end application code, or both. These are the people who have been historically described as “computer programmers” before the rise of agile thinking.

Quality assurance

The quality assurance (QA) team is responsible for finding failures in software. QA engineers historically focused on manually testing new application code to ensure that it doesn’t immediately blow up (“smoke testing”), break existing functionality (“regression testing”), or conflict with any other new features (“integration testing”). 

Organizations are increasingly supplementing or replacing manual testers with the software development engineer in test (SDET) role. The SDET focuses on testing new application code before its release into production. However, rather than testing software manually he/she focuses on writing test automation code.

Security engineer

Organizations that haven’t embraced the notion of fully integrating security and compliance concerns into their planning and development processes will often have an individual or team that is responsible for security. This often proves to be an antipattern because it makes security an afterthought, and it is much harder to secure software after it has been designed, built, and deployed than it is to design with security in mind.


Going beyond a single role

DevOps is a practice that requires a cultural change, new management principles, and the use of technology tools. A DevOps engineer lies at the heart of a DevOps transformation and must have a broad set of skills to facilitate this change. Yet most organizations will need more than just one DevOps engineer, but a mix of generalists and specialists to work closely with each other to implement DevOps and improve the software development lifecycle. A DevOps engineer helps to break down silos to facilitate collaboration among different experts and across toolchains to realize the full promise of DevOps.

Tom Hall
Tom Hall

Tom Hall is a DevOps advocate and practitioner, voracious reader, and amateur pianist.
Among his accomplishments over the past 20 years are certifications from Novell, EMC, VMware, and AWS. He helped organize DevOpsDays in Atlanta in 2016 and in Austin, TX in years since.


Share this article

Recommended reading

Bookmark these resources to learn about types of DevOps teams, or for ongoing updates about DevOps at Atlassian.

Devops illustration

DevOps community

Devops illustration

Simulation workshop

Map illustration

Get started for free

Sign up for our DevOps newsletter

Thank you for signing up