tutorial

Изучите scrum с помощью Jira Software

Пошаговое руководство по ведению scrum-проекта.

Claire Maynard Claire Maynard
Просмотр тем

Учебное руководство по scrum

Ознакомившись с пошаговыми инструкциями этого учебного руководства, вы сможете вести проект scrum, расставлять приоритеты в бэклоге и упорядочивать работу в нем в спринты, проводить scrum-собрания и не только — причем все это в Jira Software.

Продолжительность.

10 минут чтения. Прохождение учебного курса за 2 недели.

 

Аудитория.

Вы только начинаете знакомство c разработкой программного обеспечения по методике agile, scrum (или) с Jira Software.

 

Предварительное требование.

Вы создали аккаунт Jira Software.

Попробовать бесплатно

Что такое Scrum?

Scrum — это одна из самых популярных методик внедрения agile. В методике scrum продукт создается в ходе серии итераций с фиксированной длительностью, называемых спринтами. Благодаря этому agile-команды могут поставлять результаты работы в регулярном ритме.

Шаг 1. Создание проекта scrum

Создайте аккаунт Jira Software и войдите в него. Теперь вы можете создать проект. Вам будет предложены на выбор несколько шаблонов проектов — выберите scrum. Как вариант, вы можете узнать, как создать проект kanban, здесь.

Возможно, вы ищете что-нибудь попроще. В таком случае можете попробовать наш шаблон проекта scrum нового поколения. Подробнее см. в статье «Знакомство с проектами нового поколения» в сообществе Atlassian.

После создания проекта откроется пустой бэклог. Бэклог, или бэклог продукта, содержит текущий перечень потенциальных рабочих задач команды по проекту.

Шаг 2. Создание пользовательских историй или заданий в бэклоге

В Jira Software составляющие работы, такие как пользовательские истории, задания и баги, называются «задачами». Создайте несколько пользовательских историй с помощью опции быстрого создания в бэклоге. Если не получается придумать пользовательские истории, просто используйте примеры историй, чтобы начать работу и познакомиться с процессом.

 

Создание пользовательских историй | Atlassian — тренер по agile
Что такое пользовательские истории?

С помощью пользовательских историй рабочие задачи описываются нетехническим языком и с точки зрения пользователя. Как {тип пользователя}, я хочу {цель}, чтобы {извлечь пользу}.

 

Чтобы создать пользовательскую историю, в качестве примера представим веб-сайт.

 

Как клиент, я хочу иметь возможность создавать аккаунт, чтобы можно было видеть мои предыдущие покупки.

 

Обычно пользовательские истории в общих чертах прописывает владелец продукта, после чего команда разработчиков определяет конкретные задания, которые нужно выполнить, чтобы завершить историю за следующий спринт. Команда разработчиков также должна оценить относительные трудозатраты для завершения работы над историей.

Создав несколько пользовательских историй, можно приступать к расстановке приоритетов в бэклоге. В Jira Software расположить истории в порядке приоритетности можно путем их перетаскивания, чтобы выстроить последовательность, в которой будет идти работа.

Это всего лишь первые примеры. Вы продолжите создавать истории на протяжении всего проекта. Agile-методики подразумевают непрерывное обучение и адаптацию.

Шаг 3. Создание спринта

Создайте первый спринт в бэклоге, чтобы приступить к его планированию.

Что такое спринт?

При работе в scrum команды планируют выполнить ряд пользовательских историй или других рабочих задач за фиксированный отрезок времени, также известный как спринт. Как правило, спринты продолжаются одну, две или четыре недели. Продолжительность спринта определяет команда, но начинать рекомендуется с двух недель. Это достаточно большой промежуток, чтобы что-то закончить, и при этом достаточно краткий промежуток, позволяющий команде регулярно получала отзывы о работе. Определив график спринтов, команда постоянно работает по нему. Спринты фиксированной продолжительности помогают развивать навыки оценки сложности и прогнозировать будущую скорость команды по мере работы над бэклогом.

Создание спринта | Atlassian — тренер по agile

Шаг 4. Проведение собрания по планированию спринта

В начале спринта следует провести собрание по планированию спринта со всей командой. На собрании по планированию закладывается основа для успешного спринта. В ходе него вся команда обсуждает цель спринта и истории из бэклога продукта, в котором уже расставлены приоритеты. Команда разработчиков составляет подробные задания и оценивает сложность наиболее важных историй. Затем эта же команда выбирает определенное количество историй, которые она обязуется выполнить за спринт. Из этих историй и плана их выполнения складывается бэклог спринта.

Добавьте оценки сложности, выраженные в очках, к историям. Для этого нужно ввести число в поле Story Point Estimate (Оценка сложности в очках). К историям можно добавить дополнительную информацию. Кроме того, можно нажать значок Create Subtask (Создать подзадачу), чтобы разбить работу над историей на еще более мелкие составляющие.

Создание спринта | Atlassian — тренер по agile

Закончив с этим, перетащите истории, которые были выбраны на собрании по планированию спринта, в только что созданный спринт. Теперь это бэклог вашего спринта.

Что такое собрание по планированию спринта?

Обязательный состав участников: команда разработчиков, scrum-мастер, владелец продукта

 

Когда проходит: в начале спринта.

 

Продолжительность: как правило, два часа на каждую неделю итерации. То есть двухнедельный спринт нужно начинать с четырехчасового собрания по планированию. Собрание заканчивается, когда достигнуты все его цели.

 

Назначение: планирование работы в спринте. Команда согласует цель спринта и бэклог спринта.

Что такое цель спринта?

При создании спринта владелец продукта обычно определяет цель спринта. Она задает тему для работы, которую планируется выполнить в ходе спринта. Цель спринта также дает определенную свободу в выборе историй, которые нужно выполнить за спринт. Спринт считается законченным успешно, если достигнута его цель.

Что такое оценка сложности в agile?

При традиционном подходе команды разработчиков ПО оценивают сложность работы во временном исчислении: дни, недели, месяцы.
Многие agile-команды, напротив, предпочитают оценку сложности в очках. С их помощью можно оценить относительные трудозатраты по шкале, напоминающей последовательность Фибоначчи (0, 0,5, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20, 40, 100). 

Оценки помогают рассчитать, какой объем работы следует добавить в следующий спринт в зависимости от размера команды. Пройдет несколько спринтов, и ваша команда сможет точнее определять объем работы, который она способна выполнить за каждый спринт, чтобы не брать на себя непосильные задачи.

Шаг 5. Начало спринта в Jira

Назовите спринт. Некоторые команды выбирают название спринта, отталкиваясь от его цели. Если между задачами в спринте есть что-то общее, выберите название, связанное с этой темой. Вы можете назвать спринт как угодно.

Укажите продолжительность спринта, дату его начала и дату завершения. Эти даты должны быть выбраны в соответствии с графиком работы команды. Например, некоторые команды начинают спринты в понедельник, а завершают их утром в пятницу на следующей неделе. Другие команды предпочитают начинать и заканчивать спринты в середине недели. Решать вам! Если вы не можете сказать точно, сколько должны продолжаться ваши спринты, рекомендуем выбрать две недели.

Добавьте цель спринта, которая была согласована на собрании по планированию спринта.

После начала спринта откроется вкладка Active sprints (Активные спринты) проекта.

Активные спринты | Atlassian — тренер по agile

В этой вкладке ваша команда будет работать: брать элементы из столбца To do (Предстоит сделать) и переносить их в столбец In Progress (В процессе), а потом и в столбец Done (Завершено).

Если вы используете шаблон проекта scrum нового поколения, эта вкладка будет называться Board (Доска).

Шаг 6. Проведение ежедневных стендапов

Когда спринт начнется, проводите совещания для своей команды каждый день (как правило, по утрам), чтобы узнать, кто над чем работает. Такие совещания помогают узнать, не столкнулся ли кто-то из команды с трудностями при выполнении заданий спринта.

Что такое ежедневный стендап?

Состав участников (основной): команда разработчиков

 

Когда проходит: раз в день, как правило, утром

 

Продолжительность: не более 15 минут. Не занимайте конференц-зал и не давайте участникам стендапа садиться. Если все будут стоять, собрание не займет много времени.

 

Назначение: ежедневный стендап проводится, чтобы быстро сообщить всем о делах в команде и спланировать работу на день. Это не полноценная планерка. Атмосфера должна быть легкой и непринужденной, но не бессодержательной. Пусть каждый участник команды ответит на следующие вопросы:

 

  • «Что мне удалось завершить вчера?»
  • «Над чем я буду работать сегодня?»
  • «Есть ли препятствия в моей работе?»

 

Когда отчитываешься о том, что было сделано вчера, перед своими партнерами, проявляется личная ответственность. Никто не хочет быть тем участником команды, который постоянно делает одно и то же и не движется вперед.

 

Подсказка. В некоторых командах используют таймеры, чтобы не отставать от графика. Другие бросают друг другу мячик, чтобы никто не выключался из обсуждения. Многие команды, участники которых находятся в разных городах, устраивают сеансы видеоконференции или группового чата, чтобы преодолеть разрозненность. Ваша команда уникальна, значит ваш стендап должен быть таким же!

Во время ежедневного стендапа можно обращаться к активным спринтам на scrum-доске, чтобы все участники видели задания, над которыми они работают.

Шаг 7. Просмотр диаграммы Burndown

Во время спринта рекомендуется сверяться с диаграммой Burndown. В Jira Software на диаграмме Burndown показан объем работы, фактически выполненный в ходе спринта, и плановый объем работы. Jira автоматически обновляет диаграмму Burndown по мере завершения рабочих задач. Чтобы просмотреть эту диаграмму, нажмите Reports (Отчеты) в боковой панели и выберите Burndown Chart (Диаграмма Burndown) из раскрывающегося списка с отчетами.

Что такое диаграмма Burndown и как ее читать

На диаграмме Burndown показан объем работы, фактически выполненный в ходе спринта, и плановый объем работы. Горизонтальная ось x диаграммы отражает время, а вертикальная ось y обычно отражает сложность истории в очках.

 

С помощью диаграммы Burndown отслеживайте, какой объем работы осталось выполнить до конца спринта и с какой вероятностью будет достигнута цель спринта. Отслеживая изменения в объеме работы на протяжении итерации, команда сможет регулировать прогресс и вносить корректировки в свой график.

Диаграмма burndown в agile | Atlassian — тренер по agile
Плохие примеры, которые лучше не повторять
  • Команда постоянно завершает спринты раньше срока, потому что берет на себя недостаточно работы.
  • Команда постоянно не выполняет спринты в срок, потому что берет на себя слишком много работы.
  • В линии диаграммы прослеживаются резкие спады вместо плавного снижения, потому что работа не была разбита на мелкие составляющие.
  • Владелец продукта меняет объем работы посреди спринта.

Шаг 8. Просмотр отчета по спринту

Чтобы проанализировать спринт, вы можете в любой его момент или после него просмотреть отчет по спринту.

Что такое отчет по спринту?

Отчет по спринту содержит диаграмму Burndown и перечень выполненных задач, невыполненных задач и всей работы, которая была добавлена после начала спринта.

 

Шаг 9. Проведение собрания по итогам спринта

В ходе собрания по итогам спринта, или демонстрации спринта, участники команды показывают, что удалось поставить за прошедший спринт. В результате каждого спринта обычно формируется работающая часть продукта, которая называется инкрементом.

На этом собрании участники подробно рассказывают о проекте. Также проводится сеанс мозгового штурма, чтобы решить, что делать далее.

Состав участников (основной): команда разработчиков, scrum-мастер, владелец продукта.
Необязательно: заинтересованные лица

 

Когда проходит: как правило, в последний день спринта

 

Продолжительность: как правило, два часа для двухнедельного спринта

 

Назначение: изучение этапа работы и совместное обновление бэклога продукта.

 

Вопросы, которые нужно задать:

 

  • «Выполнила ли команда план по спринту?»
  • «Было ли добавление (удаление) задач в ходе спринта?»
  • «Осталась ли работа, которую не удалось завершить в течение спринта?»
  • «Если да, то почему?»

Шаг 10. Проведение ретроспективы спринта

После завершения спринта команде следует провести ретроспективу. Зафиксируйте ход и результаты ретроспективы документально. Почему бы не в Confluence?

Что такое ретроспектива спринта?

Состав участников: команда разработчиков, scrum-мастер, владелец продукта.

 

Когда: в конце итерации.

 

Продолжительность: как правило, 90 минут для двухнедельного спринта.

 

Назначение: команда изучает саму себя, в том числе процессы, инструменты и командное взаимодействие. Зачастую в бэклог следующего спринта добавляются задачи на усовершенствование.

 

Ретроспективы — это не только время для накопленных жалоб. Ретроспективы помогают определить, что работает (и пусть команда продолжит сосредотачиваться на этих аспектах), а что нет (уделите время поиску нестандартных решений и разработке плана действий). Постоянное совершенствование — это опора и движущая сила развития в agile-компании, и ретроспективы играют в нем ключевую роль.

 

Вопросы, которые нужно задать:

 

  • «Что нам удалось сделать хорошо в ходе спринта?»
  • «Что мы могли сделать лучше?»
  • «Что мы сделаем лучше в следующий раз?»

 

Подсказка. Даже если у команды все складывается хорошо, не переставайте проводить ретроспективы. Через ретроспективы команда получает актуальные указания, как сделать так, чтобы успех сохранился.

Шаг 11. Завершение спринта в Jira

В конце спринта необходимо завершить его.

Если какие-то задачи в спринте остались незавершенными, можно сделать следующее.

  • Переместить задачи в бэклог.
  • Переместить задачи в будущий спринт.
  • Переместить задачи в новый спринт, который для вас создаст Jira.

Шаг 12. Повторение шагов, начиная с шага 2

Сейчас у вас есть базовая информация о том, как составлять бэклог с помощью пользовательских историй, упорядочивать пользовательские истории в спринты, начинать спринт и проводить scrum-собрания. Вы можете решить, подходит это вашей команде или же требуется углубить знания.

 Когда ваша команда освоит приведенные выше инструкции, можно приступить к изучению более сложного материала: «Применение расширенных практик scrum с помощью Jira Software».

tutorial

Learn scrum with Jira Software

Step-by-step instructions on how to drive a scrum project

Claire Maynard Claire Maynard

Scrum tutorial

In this tutorial, we'll give you step-by-step instructions on how to drive a scrum project, prioritize and organize your backlog into sprints, run scrum ceremonies and more, all within Jira Software.

Time:

10 minute read. Complete over 2 weeks

 

Audience:

You are new to scrum, agile software development, or Jira Software

 

Prerequisite:

You have created a Jira Software account

Try it free

What is scrum?

Scrum is one of the most popular frameworks for implementing agile. With scrum, the product is built in a series of fixed-length iterations called sprints that give teams a framework for shipping on a regular cadence.

 

Step 1: Create a scrum project

Once you create and log in to an account in Jira Software, you can create a project. When you're prompted to select a project template, select Scrum. Otherwise, you can learn how to create a Kanban project here.

Alternatively, if you’re looking for a simpler and more streamlined experience, consider giving our next-gen Scrum template a try. See Getting started with next-gen projects at the Atlassian Community to learn more.

Once you've created your project, you will land on the empty backlog. The backlog is also known as the product backlog and contains an ongoing list of your team's potential work items for the project.

Step 2: Create user stories or tasks in the backlog

In Jira Software, we call work items like user stories, tasks, and bugs "issues". Create a few user stories with the quick create option on the backlog. If you don't have user stories in mind, just create sample stories to get started and see how the process works.

 

Creating user stories | Atlassian agile coach
What are user stories?

User stories are used to describe work items in a non-technical language and from a user's perspective. . As a {type of user}, I want {goal} so that I {receive benefit}.

 

Let's use a website as a simple example to create a user story.

 

As a customer, I want to be able to create an account so that I can see my previous purchases.

 

User stories are usually sketched out and prioritized by the product owner, and then the development team determines detailed tasks necessary to complete the story in an upcoming sprint. The development team is also responsible for estimating the relative effort required to complete the work of the story.  

Once you've created a few user stories, you can start prioritizing them in the backlog. In Jira Software, you rank or prioritize your stories by dragging and dropping them in the order that they should be worked on.

These are just the starting stories for your project. You will continue to create stories for the project's lifetime. This is because agility involves continuously learning and adapting.

Step 3: Create a sprint

Create your first sprint in the backlog so you can start planning the sprint.

What is a sprint?

In Scrum, teams forecast to complete a set of user stories or other work items during a fixed time duration, known as a sprint. Generally speaking, sprints are one, two, or four weeks long. It's up to the team to determine the length of a sprint — we recommend starting with two weeks. That's long enough to get something accomplished, but not so long that the team isn't getting regular feedback. Once a sprint cadence is determined, the team perpetually operates on that cadence. Fixed length sprints reinforce estimation skills and predict the future velocity for the team as they work through the backlog.

Creating a sprint | Atlassian Agile Coach

Step 4: Hold the sprint planning meeting

At the beginning of a sprint, you should hold the sprint planning meeting with the rest of your team. The sprint planning meeting is a ceremony that sets up the entire team for success throughout the sprint. In this meeting, the entire team discusses the sprint goal and the stories in the prioritized product backlog. The development team creates detailed tasks and estimates for the high-priority stories. The development team then commits to completing a certain number of stories in the sprint. These stories and the plan for completing them become what is known as the sprint backlog.

Add story point estimates to your stories by adding a number in the Story point estimate field. You can also add more details to the stories or click the create subtask icon to further break down the work of the story.

Creating a sprint | Atlassian Agile Coach

When you're ready, drag the stories agreed to in the sprint planning meeting into the sprint that you just created. This is your sprint backlog.

What is the sprint planning meeting?

Attendees: Required: development team, scrum master, product owner

 

When: At the beginning of a sprint.

 

Duration: Usually two hours per week of iteration – e.g. a two-week sprint kicks off with a four-hour planning meeting. The meeting ends when its purpose has been achieved.

 

Purpose: Plan the work of the sprint. The team agrees to the sprint goal and the sprint backlog.

What is a sprint goal?

When creating a sprint, the product owner usually identifies a sprint goal. This provides a theme for the work to be completed in the sprint. A sprint goal also provides some flexibility in the number of stories that are completed in a sprint. A sprint is considered a success if the sprint goal is achieved.

What is agile estimation?

Traditional software teams give estimates in a time format: days, weeks, months.
Many agile teams, however, have transitioned to story points. Story points rate the relative effort of work, often in a Fibonacci-like format: 0, 0.5, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20, 40, 100. 

Estimates help you gauge how much work you should add to the next sprint based on the number of team members you have. After a few sprints, your team will get better at figuring out how much work they can do each sprint, which will help avoid over-committing.

Step 5: Start the sprint in Jira

Name the sprint. Some teams name the sprint based on their sprint goal. If there is a commonality between the issues in the sprint, name the sprint around that theme. Otherwise, you can name the sprint whatever you like.

Add a duration of the sprint and start and end dates. The start and end dates should align to your team's schedule. For example, some teams start sprints on a Monday and then end on a Friday morning in the next week. Other teams decide to start and end their sprints mid-week. It's up to you! If you're unsure how long your sprints should be, we recommend trying two weeks.

Add the sprint goal as agreed to in the sprint planning meeting.

Once you start your sprint, you will be taken to the Active sprints tab in the project.

Active sprints | Atlassian Agile Coach

This is where your team will work to pick up items from the to-do column and move them into in-progress and eventually, done!

If you’re using the next-gen Scrum template, this will be called Board.

Step 6: Hold the daily standup meetings

After your sprint has started, have your team meet daily, typically in the morning, to review what everyone is working on. The purpose of this is to see if anyone on your team is experiencing any roadblocks towards the completion of sprint tasks.

What is the daily standup meeting?

Attendees (Primarily): development team

 

When: Once per day, typically in the morning

 

Duration: No more than 15 minutes. Don't book a conference room and conduct the standup sitting down. Standing up helps keep the meeting short!

 

Purpose: The daily standup is designed to inform everyone quickly of what's going on across the team and to plan the work of the day. It's not a full status meeting. The tone should be light and fun, but informative. Have each team member answer the following questions:

 

  • What did I complete yesterday?
  • What will I work on today?
  • Am I blocked by anything?

 

There's an implicit accountability in reporting what work you completed yesterday in front of your peers. No one wants to be the team member who is constantly doing the same thing and not making progress.

 

ProTip: Some teams use timers to keep everyone on track. Others toss a ball across the team to make sure everyone's paying attention. Many distributed teams use video-conferencing or group chat to close the distance gap. Your team is unique — your standup should be, too!

You can use the active sprints of your scrum board during the daily standup, so that each member can view the tasks they're working on.

Step 7: View the Burndown Chart

It's a good idea to check the Burndown Chart during a sprint. In Jira Software, the Burndown Chart shows the actual and estimated amount of work to be done in a sprint. The Burndown Chart is automatically updated by Jira as you complete work items. To view this chart, click Reports from the sidebar, and then select the Burndown Chart from the reports dropdown.

What is a Burndown Chart and how do you read it

A Burndown Chart shows the actual and estimated amount of work to be done in a sprint. The horizontal x-axis in a Burndown Chart indicates time, while the vertical y-axis typically indicates story points.

 

Use the Burndown Chart to track the total work remaining for a sprint, and to project the likelihood of achieving the sprint goal. By tracking the remaining work throughout the iteration, a team can manage its progress and respond accordingly.

Agile burndown chart | Atlassian Agile Coach
Anti-patterns to watch for
  • The team finishes early sprint after sprint because they aren't committing to enough work.
  • The team misses their forecast sprint after sprint because they're committing to too much work.
  • The burndown line makes steep drops rather than a more gradual burndown because the work hasn't been broken down into granular pieces.
  • The product owner adds or changes the scope mid-sprint.

Step 8: View the sprint report

At any point during or after the sprint, you can view the Sprint Report to monitor the sprint.

What is the sprint report?

The Sprint Report includes the Burndown Chart, and lists the work completed, work not completed, and any work added after the sprint started.

 

Step 9: Hold the sprint review meeting

The sprint review, or sprint demo, is a sharing meeting where the team shows what they've shipped in that sprint. Each sprint usually produces a working part of the product called an increment.

This is a meeting with a lot of feedback on the project and includes a brainstorming session to help decide what to do next.

Attendees (Primarily): development team, scrum master, product owner.
Optional: stakeholders

 

When: Typically on the last day of the sprint

 

Duration: Typically two hours for a two-week sprint

 

Purpose: Inspect the increment and collaboratively update the product backlog.

 

Questions to ask:

 

  • Did the team meet the sprint forecast?
  • Was there work added or removed during the middle of the sprint?
  • Did any work not get completed within the sprint?
  • If so, why?

Step 10: Hold the sprint retrospective meeting

After you complete the sprint, have your team do a retrospective. Document your retrospective somewhere. May we suggest Confluence?

What is a sprint retrospective meeting?

Attendees: development team, scrum master, product owner.

 

When: At the end of an iteration.

 

Duration:  Typically 90 minutes for a two-week sprint.

 

Purpose: The team inspects itself, including its processes, tools and team interaction. Improvement issues are often added to the next sprint's backlog.

 

Retrospectives aren't just a time for complaints without action. Use retrospectives to find out what's working so the team can continue to focus on those areas. Also, find out what's not working and use the time to find creative solutions and develop an action plan. Continuous improvement is what sustains and drives development within an agile team, and retrospectives are a key part of that.

 

Questions to ask:

 

  • What did we do well during the sprint?
  • What could we have done better?
  • What are we going to do better for next time?

 

ProTip: Even if things are going well across the team, don't stop doing retrospectives. Retrospectives provide ongoing guidance for the team to keep things going well.

Step 11: Complete the sprint in Jira

At the end of the sprint, you must complete it.

If the sprint has incomplete issues, you can:

  • Move the issue(s) to the backlog.
  • Move the issue(s) to a future sprint.
  • Move the issue(s) to a new sprint, which Jira will create for you.

Step 12: Repeat from step 2

At this point, you've got the basics on building your backlog with user stories, organizing your user stories into sprints, starting your sprint, and holding Scrum ceremonies. You can decide if this is working for your team, or if you'd like to move forward into some more advanced topics.

 After you and your team have mastered the steps above. Move on to the advanced article: How to do advanced scrum practices with Jira Software.