Что такое контроль версий?

Что такое контроль версий

Системы контроля версий — это категория программных инструментов, которые помогают командам разработчиков управлять изменениями в исходном коде с течением времени. Программное обеспечение контроля версий отслеживает все вносимые в код изменения в специальной базе данных. При обнаружении ошибки разработчики могут вернуться назад и выполнить сравнение с более ранними версиями кода для исправления ошибок и сведению к минимуму проблем для всех участников команды.

Практически во всех программных проектах исходный код является сокровищем: это ценный ресурс, который необходимо беречь. Для большинства команд разработчиков программного обеспечения исходный код — это репозиторий бесценных знаний и понимания проблемной области, которые они скрупулезно собирали и совершенствовали. Контроль версий защищает исходный код от катастрофических сбоев, от случайных ухудшений, вызванных человеческим фактором, а также от непредвиденных последствий.

Разработчики программного обеспечения, работающие в командах, постоянно пишут новый исходный код и изменяют существующий. Код проекта, приложения или программного компонента обычно организован в виде структуры папок или «дерева файлов». Один разработчик в команде может работать над новой возможностью, а другой в это же время изменять код для исправления несвязанной ошибки, т. е. каждый разработчик может вносить свои изменения в несколько частей дерева файлов.

Контроль версий помогает командам решать подобные проблемы путем отслеживания каждого изменения, внесенного каждым участником, и предотвращать возникновение конфликтов при параллельной работе. Изменения, внесенные в одну часть программного обеспечения, могут быть не совместимы с изменениями, внесенными другим разработчиком, работавшим параллельно. Такая проблема должна быть обнаружена и решена согласно регламенту, не создавая препятствий для работы остальной части команды. Кроме того, во время разработки программного обеспечения любое изменение может само по себе привести к появлению новых ошибок, и новому ПО нельзя доверять до тех пор, пока оно не пройдет тестирование. Вот почему процессы тестирования и разработки идут рука об руку, пока новая версия не будет готова.

Хорошее программное обеспечение для управления версиями поддерживает предпочтительный рабочий процесс разработчика, не навязывая определенный способ работы. В идеале оно также работает на любой платформе и не принуждает разработчика использовать определенную операционную систему или цепочку инструментов. Хорошие системы управления версиями обеспечивают плавный и непрерывный процесс внесения изменений в код и не прибегают к громоздкому и неудобному механизму блокировки файлов, который дает зеленый свет одному разработчику, но при этом блокирует работу других.

Группы разработчиков программного обеспечения, не использующие какую-либо форму управления версиями, часто сталкиваются с такими проблемами, как незнание об изменениях, выполненных для пользователей, или создание в двух несвязанных частях работы изменений, которые оказываются несовместимыми и которые затем приходится скрупулезно распутывать и перерабатывать. Если вы как разработчик ранее никогда не применяли управление версиями, возможно, вы указывали версии своих файлов, добавляя суффиксы типа «финальный» или «последний», а позже появлялась новая финальная версия. Возможно, вы использовали комментирование блоков кода, когда хотели отключить определенные возможности, не удаляя их, так как опасались, что этот код может понадобиться позже. Решением всех подобных проблем является управление версиями.

Программное обеспечение для управления версиями является неотъемлемой частью повседневной профессиональной практики современной команды разработчиков программного обеспечения. Отдельные разработчики ПО, привыкшие работать в команде с эффективной системой управления версиями, обычно признают невероятную пользу управления версиями даже при работе над небольшими сольными проектами. Привыкнув к мощным преимуществам систем контроля версий, многие разработчики не представляют как работать без них даже в проектах, не связанных с разработкой ПО.

Преимущества систем контроля версий

Разработка программного обеспечения без использования управления версиями сопряжена с рисками, например с отсутствием резервных копий. Управление версиями также позволяет разработчикам повысить скорость работы, а командам разработчиков ПО — сохранять эффективность и маневренность по мере увеличения числа разработчиков.

За последние несколько десятилетий системы контроля версий (Version Control Systems, VCS) стали гораздо более совершенными, причем некоторым это удалось лучше других. Системы VCS иногда называют инструментами SCM (управления исходным кодом) или RCS (системой управления редакциями). Один из наиболее популярных на сегодняшний день инструментов VCS называется Git. Git относится к категории распределенных систем контроля версий, известных как DVCS (эта тема будет рассмотрена подробнее чуть позже). Git, как и многие другие популярные и доступные на сегодняшний день системы VCS, распространяется бесплатно и имеет открытый исходный код. Независимо от того, какую систему контроля версий вы используете и как она называется, основные ее преимущества заключаются в следующем.

  1. Полная история изменений каждого файла за длительный период. Это касается всех изменений, внесенных огромным количеством людей за долгие годы. Изменением считается создание и удаление файлов, а также редактирование их содержимого. Различные инструменты VCS отличаются тем, насколько хорошо они обрабатывают операции переименования и перемещения файлов. В историю также должны входить сведения об авторе, дата и комментарий с описанием цели каждого изменения. Наличие полной истории позволяет возвращаться к предыдущим версиям, чтобы проводить анализ основных причин возникновения ошибок и устранять проблемы в старых версиях программного обеспечения. Если над программным обеспечением ведется активная работа, то «старой версией» можно считать почти весь код этого ПО.

  2. Ветвление и слияние. Эта возможность полезна не только при одновременной работе участников команды: отдельные люди также могут извлечь из нее пользу и работать над несколькими независимыми направлениями. Создание «веток» в инструментах VCS позволяет иметь несколько независимых друг от друга направлений разработки, а также выполнять их слияние, чтобы разработчики могли проверить, что изменения, внесенные в каждую из веток, не конфликтуют друг с другом. Многие команды разработчиков программного обеспечения создают отдельные ветки для каждой функциональной возможности, для каждого релиза либо и для того, и для другого. Наличие множества различных рабочих процессов позволяет командам выбирать подходящий для них способ использования ветвления и слияния в VCS.

  3. Отслеживаемость. Возможность отслеживать каждое изменение, внесенное в программное обеспечение, и связывать его с ПО для управления проектами и отслеживания ошибок, например Jira, а также оставлять к каждому изменению комментарий с описанием цели и назначения изменения может помочь не только при анализе основных причин возникновения ошибок, но и при проведении другого анализа. История с комментариями во время чтения кода помогает понять, что этот код делает и почему действие реализовано именно таким образом. Благодаря этому разработчики могут вносить корректные и совместимые изменения в соответствии с долгосрочным планом разработки системы. Это особенно важно для эффективной работы с унаследованным кодом, поскольку дает разработчикам возможность точнее оценить объем дальнейшей работы.

Разрабатывать программное обеспечение можно и без управления версиями, но такой подход подвергает проект огромному риску, и ни одна профессиональная команда не порекомендует применять его. Таким образом, вопрос заключается не в том, использовать ли управление версиями, а в том, какую систему управления версиями выбрать.

Среди множества существующих систем управления версиями мы сосредоточимся на одной: системе Git. Подробнее о других типах программного обеспечения для контроля версий.

Готовы изучить Git?

Ознакомьтесь с этим интерактивным обучающим руководством.

Начните прямо сейчас

1. Learn Git
    1. Learn Git with Bitbucket Cloud
      1. Create a Git repository
      2. Copy your Git repository and add files
      3. Pull changes from your Git repository on Bitbucket Cloud
      4. Use a Git branch to merge a file
    2. Learn about code review in Bitbucket Cloud
      1. Fork a teammate's repository
      2. Copy your fork and make a change to the repository
      3. Create a pull request
  2. Getting Started
    1. What is version control
      1. Benefits of version control
    2. What is Git
      1. Performance
      2. Security
      3. Flexibility
      4. Version control with Git
    3. Why Git for your organization
      1. Git for developers
      2. Git for marketing
      3. Git for product management
      4. Git for designers
      5. Git for customer support
      6. Git for human resources
      7. Git for anyone managing a budget
    4. Install Git
      1. Install Git on Mac OS X
      2. Install Git on Windows
      3. Install Git on Linux
    5. Setting up a repository
      1. git init
      2. git clone
      3. git config
    6. Saving changes
      1. git add
      2. git commit
    7. Git Stash
      1. gitignore
        1. Inspecting a repository
          1. git status
          2. git log
        2. Viewing old commits
          1. Undoing Changes
            1. git checkout
            2. git revert
            3. git reset
            4. git clean
          2. Rewriting history
            1. git commit --amend
            2. git rebase
            3. git rebase -i
            4. git reflog
        3. Collaborating
          1. Syncing
            1. git remote
            2. git fetch
            3. git pull
            4. git push
          2. Making a Pull Request
            1. How it works
            2. Example
            3. Where to go from here
          3. Using Branches
            1. git branch
            2. git checkout
            3. git merge
          4. Comparing Workflows
            1. Centralized Workflow
            2. Feature Branch Workflow
            3. Gitflow Workflow
            4. Forking Workflow
        4. Migrating to Git
          1. SVN to Git - prepping for the migration
            1. For administrators
            2. Basic Git commands
            3. Git Migration Tools
            4. For developers
          2. Migrate to Git from SVN
            1. Prepare
              1. Convert
                1. Synchronize
                  1. Share
                    1. Migrate
                    2. Advanced Tips
                      1. Advanced Git Tutorials
                        1. Merging vs. Rebasing
                          1. Conceptual Overview
                          2. The Golden Rule of Rebasing
                          3. Workflow Walkthrough
                          4. Summary
                        2. Reset, Checkout, and Revert
                          1. Commit-level Operation
                          2. File-level Operations
                          3. Summary
                        3. Advanced Git log
                          1. Formatting Log Output
                          2. Filtering the Commit History
                          3. Summary
                        4. Git Hooks
                          1. Conceptual Overview
                          2. Local Hooks
                          3. Server-side Hooks
                          4. Summary
                        5. Refs and the Reflog
                          1. Hashes
                          2. Refs
                          3. Packed Refs
                          4. Special Refs
                          5. Refspecs
                          6. Relative Refs
                          7. The Reflog
                          8. Summary
                      Search

                      What is version control

                      Version control systems are a category of software tools that help a software team manage changes to source code over time. Version control software keeps track of every modification to the code in a special kind of database. If a mistake is made, developers can turn back the clock and compare earlier versions of the code to help fix the mistake while minimizing disruption to all team members.

                      For almost all software projects, the source code is like the crown jewels - a precious asset whose value must be protected. For most software teams, the source code is a repository of the invaluable knowledge and understanding about the problem domain that the developers have collected and refined through careful effort. Version control protects source code from both catastrophe and the casual degradation of human error and unintended consequences.

                      Software developers working in teams are continually writing new source code and changing existing source code. The code for a project, app or software component is typically organized in a folder structure or "file tree". One developer on the team may be working on a new feature while another developer fixes an unrelated bug by changing code, each developer may make their changes in several parts of the file tree.

                      Version control helps teams solve these kinds of problems, tracking every individual change by each contributor and helping prevent concurrent work from conflicting. Changes made in one part of the software can be incompatible with those made by another developer working at the same time. This problem should be discovered and solved in an orderly manner without blocking the work of the rest of the team. Further, in all software development, any change can introduce new bugs on its own and new software can't be trusted until it's tested. So testing and development proceed together until a new version is ready.

                      Good version control software supports a developer's preferred workflow without imposing one particular way of working. Ideally it also works on any platform, rather than dictate what operating system or tool chain developers must use. Great version control systems facilitate a smooth and continuous flow of changes to the code rather than the frustrating and clumsy mechanism of file locking - giving the green light to one developer at the expense of blocking the progress of others.

                      Software teams that do not use any form of version control often run into problems like not knowing which changes that have been made are available to users or the creation of incompatible changes between two unrelated pieces of work that must then be painstakingly untangled and reworked. If you're a developer who has never used version control you may have added versions to your files, perhaps with suffixes like "final" or "latest" and then had to later deal with a new final version. Perhaps you've commented out code blocks because you want to disable certain functionality without deleting the code, fearing that there may be a use for it later. Version control is a way out of these problems.

                      Version control software is an essential part of the every-day of the modern software team's professional practices. Individual software developers who are accustomed to working with a capable version control system in their teams typically recognize the incredible value version control also gives them even on small solo projects. Once accustomed to the powerful benefits of version control systems, many developers wouldn't consider working without it even for non-software projects.

                      Benefits of version control

                      Developing software without using version control is risky, like not having backups. Version control can also enable developers to move faster and it allows software teams to preserve efficiency and agility as the team scales to include more developers.

                      Version Control Systems (VCS) have seen great improvements over the past few decades and some are better than others. VCS are sometimes known as SCM (Source Code Management) tools or RCS (Revision Control System). One of the most popular VCS tools in use today is called Git. Git is a Distributed VCS, a category known as DVCS, more on that later. Like many of the most popular VCS systems available today, Git is free and open source. Regardless of what they are called, or which system is used, the primary benefits you should expect from version control are as follows.

                      1. A complete long-term change history of every file. This means every change made by many individuals over the years. Changes include the creation and deletion of files as well as edits to their contents. Different VCS tools differ on how well they handle renaming and moving of files. This history should also include the author, date and written notes on the purpose of each change. Having the complete history enables going back to previous versions to help in root cause analysis for bugs and it is crucial when needing to fix problems in older versions of software. If the software is being actively worked on, almost everything can be considered an "older version" of the software.

                      2. Branching and merging. Having team members work concurrently is a no-brainer, but even individuals working on their own can benefit from the ability to work on independent streams of changes. Creating a "branch" in VCS tools keeps multiple streams of work independent from each other while also providing the facility to merge that work back together, enabling developers to verify that the changes on each branch do not conflict. Many software teams adopt a practice of branching for each feature or perhaps branching for each release, or both. There are many different workflows that teams can choose from when they decide how to make use of branching and merging facilities in VCS.

                      3. Traceability. Being able to trace each change made to the software and connect it to project management and bug tracking software such as JIRA, and being able to annotate each change with a message describing the purpose and intent of the change can help not only with root cause analysis and other forensics. Having the annotated history of the code at your fingertips when you are reading the code, trying to understand what it is doing and why it is so designed can enable developers to make correct and harmonious changes that are in accord with the intended long-term design of the system. This can be especially important for working effectively with legacy code and is crucial in enabling developers to estimate future work with any accuracy.

                      While it is possible to develop software without using any version control, doing so subjects the project to a huge risk that no professional team would be advised to accept. So the question is not whether to use version control but which version control system to use.

                      There are many choices, but here we are going to focus on just one, Git.