Рабочий процесс Gitflow Workflow

Gitflow — это рабочий процесс, помогающий вести непрерывную разработку программного обеспечения и внедрять методики DevOps. Эта модель была впервые опубликована и популяризована Винсентом Дриссеном, известным под псевдонимом nvie. Gitflow предполагает выстраивание строгой модели ветвления с учетом выпуска проекта. Такая модель обеспечивает надежную основу для управления крупными проектами.

Gitflow идеально подходит для проектов, в которых имеется запланированный цикл релизов и требуется реализация методики DevOps, известной как непрерывная поставка. В этом рабочем процессе используются понятия и команды, которые были предложены в рамках рабочего процесса с функциональными ветками. Однако Gitflow привносит новые специфические роли для разных веток и определяет характер и частоту взаимодействия между ними. Помимо функциональных веток в рамках этого рабочего процесса используются отдельные ветки для подготовки, поддержки и регистрации релизов. При этом вы по-прежнему можете пользоваться преимуществами рабочего процесса с функциональными ветками, такими как запросы pull, изолированные эксперименты и эффективное командное взаимодействие.

Начало работы

Gitflow — это лишь методика работы с Git; в ней определяется, какие виды веток необходимы проекту и как выполнять слияние между ними. Ниже мы познакомимся с назначением веток. Набор инструментов git-flow представляет собой отдельную утилиту командной строки, которая требует установки. Процесс установки прост. Пакеты команд git-flow доступны для многих операционных систем. В системах OS X можно выполнить команду brew install git-flow. Если вы используете Windows, вам нужно загрузить и установить git-flow. После установки решения git-flow необходимо выполнить команду git flow init, чтобы использовать его в проекте. Этот набор инструментов играет роль обертки Git. Команда git flow init является расширением стандартной команды git init и не вносит изменений в репозиторий помимо создания веток.

Порядок действий

Рабочий процесс Gitflow — ветки с историей проекта

Ветка разработки и главная ветка

В этом рабочем процессе для регистрации истории проекта вместо одной ветки main используются две ветки. В главной ветке main хранится официальная история релиза, а ветка разработки develop предназначена для объединения всех функций. Кроме того, для удобства рекомендуется присваивать всем коммитам в ветке main номер версии.

Первый шаг рабочего процесса заключается в создании ветки develop от стандартной ветки main. Разработчику будет проще создать пустую ветку develop локально и отправить ее на сервер.

git branch develop
git push -u origin develop

В этой ветке будет храниться полная история проекта, а в ветке main — сокращенная. Теперь другим разработчикам следует клонировать центральный репозиторий и создать отслеживающую ветку для ветки develop.

При использовании библиотеки расширений git-flow, для создания ветки develop можно выполнить команду git flow init в существующем репозитории:

$ git flow init


Initialized empty Git repository in ~/project/.git/
No branches exist yet. Base branches must be created now.
Branch name for production releases: [main]
Branch name for "next release" development: [develop]


How to name your supporting branch prefixes?
Feature branches? [feature/]
Release branches? [release/]
Hotfix branches? [hotfix/]
Support branches? [support/]
Version tag prefix? []


$ git branch
* develop
 main

Функциональные ветки (feature)

Под каждую новую функцию нужно выделить собственную ветку, которую можно отправить в центральный репозиторий для создания резервной копии или совместной работы команды. Ветки feature создаются не на основе main, а на основе develop. Когда работа над функцией завершается, соответствующая ветка сливается с веткой develop. Функции не следует отправлять напрямую в ветку main.

Рабочий процесс Gitflow — функциональные ветки

Обратите внимание, что комбинация веток feature с веткой develop фактически представляет собой рабочий процесс с функциональными ветками. Но рабочий процесс Gitflow на этом не заканчивается.

Как правило, ветки feature создаются на основе последней ветки develop.

Создание функциональной ветки

Без использования расширений git-flow:

git checkout develop
git checkout -b feature_branch

С использованием расширений git-flow:

git flow feature start feature_branch

Продолжайте работу с Git как обычно.

Окончание работы с функциональной веткой

После завершения работы над функцией следует объединить ветку feature_branch с develop.

Без использования расширений git-flow:

git checkout develop
git merge feature_branch

С использованием расширений git-flow:

git flow feature finish feature_branch

Ветки выпуска (release)

Рабочий процесс Gitflow — ветки выпуска

Когда в ветке develop оказывается достаточно функций для выпуска (или приближается назначенная дата релиза), от ветки develop создается ветка release. Создание этой ветки запускает следующий цикл релиза, и с этого момента новые функции добавить больше нельзя — допускается лишь исправление багов, создание документации и решение других задач, связанных с релизом. Когда подготовка к поставке завершается, ветка release сливается с main и ей присваивается номер версии. Кроме того, нужно выполнить ее слияние с веткой develop, в которой с момента создания ветки релиза могли возникнуть изменения.

Благодаря тому, что для подготовки выпусков используется специальная ветка, одна команда может дорабатывать текущий выпуск, в то время как другая команда продолжает работу над функциями для следующего. Это также позволяет разграничить этапы разработки (например, можно без труда посвятить неделю подготовке к версии 4.0 и действительно увидеть это в структуре репозитория).

Создание веток release — это еще одна простая операция ветвления. Как и ветки feature, ветки release основаны на ветке develop. Создать новую ветку release можно с помощью следующих команд.

Без использования расширений git-flow:

git checkout develop
git checkout -b release/0.1.0

При использовании расширений git-flow:

$ git flow release start 0.1.0
Switched to a new branch 'release/0.1.0'

Когда подготовка к поставке завершается, релиз сливается с ветками main и develop, а ветка release удаляется. Важно слить ее с веткой develop, поскольку в ветку release могли добавить критические обновления, которые должны быть доступны для новых функций. Если в вашей организации уделяют повышенное внимание проверке кода, это идеальное место для выполнения запроса pull.

Для завершения работы в ветке release используйте следующие команды:

Без использования расширений git-flow:

git checkout main
git merge release/0.1.0

Или при использовании расширений git-flow:

git flow release finish '0.1.0'

Ветки исправления (hotfix)

Рабочий процесс Gitflow — ветки исправления

Ветки сопровождения или исправления (hotfix) используются для быстрого внесения исправлений в рабочие релизы. Ветки hotfix очень похожи на ветки release и feature. Отличие заключается в том, что они создаются на основе main, а не develop. Это единственная ветка, которую нужно обязательно создавать напрямую от main. Как только исправление завершено, эту ветку следует слить с main и develop (или текущей веткой release), а ветке main присвоить обновленный номер версии.

Благодаря специальной ветке для исправления ошибок команда может устранять проблемы, не прерывая остальную часть рабочего процесса и не дожидаясь следующего цикла релиза. Ветки сопровождения можно рассматривать как специальные ветки release, которые работают непосредственно с main. Ветку hotfix можно создать с помощью следующих команд.

Без использования расширений git-flow:

git checkout main
git checkout -b hotfix_branch

При использовании расширений git-flow:

$ git flow hotfix start hotfix_branch

По завершении работы с веткой hotfix ее сливают с main и develop (как и в случае с веткой release).

git checkout main
git merge hotfix_branch
git checkout develop
git merge hotfix_branch
git branch -D hotfix_branch
$ git flow hotfix finish hotfix_branch

Пример

Далее показан полный цикл работы с функциональной веткой (предполагается, что у нас есть репозиторий с веткой main).

git checkout main
git checkout -b develop
git checkout -b feature_branch
# work happens on feature branch
git checkout develop
git merge feature_branch
git checkout main
git merge develop
git branch -d feature_branch

Помимо работы с ветками feature и release, продемонстрируем работу с веткой hotfix:

git checkout main
git checkout -b hotfix_branch
# work is done commits are added to the hotfix_branch
git checkout develop
git merge hotfix_branch
git checkout main
git merge hotfix_branch

Резюме

В этой статье мы рассмотрели модель работы Gitflow. Gitflow — лишь одна из многих методологий работы с Git, доступных вам и вашей команде.

Ключевые идеи, которые нужно запомнить о Gitflow:

  • Данная модель отлично подходит для организации рабочего процесса на основе релизов.
  • Работа по модели Gitflow предусматривает создание специальной ветки для исправления ошибок в рабочем релизе.

Последовательность действий при работе по модели Gitflow:

  1. Из ветки main создается ветка develop.
  2. Из ветки develop создается ветка release.
  3. Из ветки develop создаются ветки feature.
  4. Когда работа над веткой feature завершается, она сливается в ветку develop.
  5. Когда работа над веткой release завершается, она сливается с ветками develop и main.
  6. Если в ветке main обнаруживается проблема, из main создается ветка hotfix.
  7. Когда работа над веткой hotfix завершается, она сливается с ветками develop и main.

Рекомендуем ознакомиться с моделью рабочего процесса с форками или посетить нашу страницу сравнения рабочих процессов.

Готовы изучить Git?

Ознакомьтесь с этим интерактивным обучающим руководством.

Начните прямо сейчас

Gitflow Workflow

 

Gitflow Workflow is a Git workflow design that was first published and made popular by Vincent Driessen at nvie. The Gitflow Workflow defines a strict branching model designed around the project release. This provides a robust framework for managing larger projects.  

Gitflow is ideally suited for projects that have a scheduled release cycle. This workflow doesn’t add any new concepts or commands beyond what’s required for the Feature Branch Workflow. Instead, it assigns very specific roles to different branches and defines how and when they should interact. In addition to feature branches, it uses individual branches for preparing, maintaining, and recording releases. Of course, you also get to leverage all the benefits of the Feature Branch Workflow: pull requests, isolated experiments, and more efficient collaboration.

In addition to the abstract Gitflow Workflow idea, there is a more tangible git-flow toolset available which integrates with Git to provide specialized Gitflow Git command line tool extensions.

Getting Started

Gitflow is really just an abstract idea of a Git workflow. This means it dictates what kind of branches to set up and how to merge them together. We will touch on the purposes of the branches below. The git-flow toolset is an actual command line tool that has an installation process. The installation process for git-flow is straightforward. Packages for git-flow are available on multiple operating systems. On OSX systems, you can execute brew install git-flow. On windows you will need to download and install git-flow. After installing git-flow you can use it in your project by executing git flow init. Git-flow is a wrapper around Git. The git flow init command is an extension of the default git init command and doesn't change anything in your repository other than creating branches for you.

How it works

Git flow workflow - Historical Branches

Develop and Master Branches

Instead of a single master branch, this workflow uses two branches to record the history of the project. The master branch stores the official release history, and the develop branch serves as an integration branch for features. It's also convenient to tag all commits in the master branch with a version number.

The first step is to complement the default master with a develop branch. A simple way to do this is for one developer to create an empty develop branch locally and push it to the server:

git branch develop
git push -u origin develop

This branch will contain the complete history of the project, whereas master will contain an abridged version. Other developers should now clone the central repository and create a tracking branch for develop.

When using the git-flow extension library, executing git flow init on an existing repo will create the develop branch:

$ git flow init
Initialized empty Git repository in ~/project/.git/
No branches exist yet. Base branches must be created now.
Branch name for production releases: [master]
Branch name for "next release" development: [develop]
How to name your supporting branch prefixes? Feature branches? [feature/] Release branches? [release/] Hotfix branches? [hotfix/] Support branches? [support/] Version tag prefix? []
$ git branch * develop  master

Feature Branches

Each new feature should reside in its own branch, which can be pushed to the central repository for backup/collaboration. But, instead of branching off of master, feature branches use develop as their parent branch. When a feature is complete, it gets merged back into develop. Features should never interact directly with master.

Git flow workflow - Feature Branches

Note that feature branches combined with the develop branch is, for all intents and purposes, the Feature Branch Workflow. But, the Gitflow Workflow doesn’t stop there.

Feature branches are generally created off to the latest develop branch.

Creating a feature branch

Without the git-flow extensions:

git checkout develop
git checkout -b feature_branch

When using the git-flow extension:

git flow feature start feature_branch

Continue your work and use Git like you normally would.

Finishing a feature branch

When you’re done with the development work on the feature, the next step is to merge the feature_branch into develop.

Without the git-flow extensions:

git checkout develop
git merge feature_branch

Using the git-flow extensions:

git flow feature finish feature_branch

Release Branches

Git Flow Workflow - Release Branches

Once develop has acquired enough features for a release (or a predetermined release date is approaching), you fork a release branch off of develop. Creating this branch starts the next release cycle, so no new features can be added after this point—only bug fixes, documentation generation, and other release-oriented tasks should go in this branch. Once it's ready to ship, the release branch gets merged into master and tagged with a version number. In addition, it should be merged back into develop, which may have progressed since the release was initiated.

Using a dedicated branch to prepare releases makes it possible for one team to polish the current release while another team continues working on features for the next release. It also creates well-defined phases of development (e.g., it's easy to say, “This week we're preparing for version 4.0,” and to actually see it in the structure of the repository).

Making release branches is another straightforward branching operation. Like feature branches, release branches are based on the develop branch. A new release branch can be created using the following methods.

Without the git-flow extensions:

git checkout develop
git checkout -b release/0.1.0

When using the git-flow extensions:

$ git flow release start 0.1.0
Switched to a new branch 'release/0.1.0'

Once the release is ready to ship, it will get merged it into master and develop, then the release branch will be deleted. It’s important to merge back into develop because critical updates may have been added to the release branch and they need to be accessible to new features. If your organization stresses code review, this would be an ideal place for a pull request.

To finish a release branch, use the following methods:

Without the git-flow extensions:

git checkout develop
git merge release/0.1.0

Or with the git-flow extension:

git checkout master
git checkout merge release/0.1.0
git flow release finish '0.1.0'

Hotfix Branches

Git flow workflow - Hotfix Branches

Maintenance or “hotfix” branches are used to quickly patch production releases. Hotfix branches are a lot like release branches and feature branches except they're based on master instead of develop. This is the only branch that should fork directly off of master. As soon as the fix is complete, it should be merged into both master and develop (or the current release branch), and master should be tagged with an updated version number.

Having a dedicated line of development for bug fixes lets your team address issues without interrupting the rest of the workflow or waiting for the next release cycle. You can think of maintenance branches as ad hoc release branches that work directly with master. A hotfix branch can be created using the following methods:

Without the git-flow extensions:

git checkout master
git checkout -b hotfix_branch

When using the git-flow extensions: 

$ git flow hotfix start hotfix_branch

Similar to finishing a release branch, a hotfix branch gets merged into both master and develop.

git checkout master
git merge hotfix_branch
git checkout develop
git merge hotfix_branch
git branch -D hotfix_branch
$ git flow hotfix finish hotfix_branch

Example

A complete example demonstrating a Feature Branch Flow is as follows. Assuming we have a repo setup with a master branch.

git checkout -b develop
git checkout -b release/0.1.0
git checkout develop
git checkout -b feature_branch
# a bunch of work is done on the features
git checkout release/0.1.0
git merge feature_branch
# assuming that the release branch is done with that feature
git checkout develop
git merge release/0.1.0
git checkout master
git merge release/0.1.0
git branch -D release/0.1.0

In addition to the feature and release flow, a hotfix example is as follows:

git checkout master
git checkout -b hotfix_branch
# work is done commits are added to the hotfix_branch
git checkout develop
git merge hotfix_branch
git checkout master
git merge hotfix_branch

Summary

Here we discussed the Gitflow Workflow. Gitflow is one of many styles of Git workflows you and your team can utilize.

Some key takeaways to know about Gitflow are:

  • The workflow is great for a release-based software workflow.
  • Gitflow offers a dedicated channel for hotfixes to production.
     

The overall flow of Gitflow is:

  1. A develop branch is created from master
  2. A release branch is created from develop
  3. Feature branches are created from develop
  4. When a feature is complete it is merged into the develop branch
  5. When the release branch is done it is merged into develop and master
  6. If an issue in master is detected a hotfix branch is created from master
  7. Once the hotfix is complete it is merged to both develop and master

Next, learn about the Forking Workflow or visit our workflow comparison page.

Ready to learn Git?

Try this interactive tutorial.

Get started now