Ретроспективы


Ретроспективы приобрели популярность в среде команд agile-разработки, однако отлично подходят для любых команд. Ниже объясняется, как провести базовую ретроспективу и адаптировать ее под нужды вашей команды. Не пропустите реальный пример ретроспективных заметок после этапа 4!

И ПОЧЕМУ МНЕ ЭТО НУЖНО?

Вам когда-нибудь снилось, как вы бежите, бежите, но не продвигаетесь вперед? Такое бывает и с командами: они совершают одни и те же ошибки, продолжают решать проблемы привычными способами и усердно работают, не добиваясь успеха.

Выполнение проектов и обеспечение работы сервисов — задачи циклического характера. Настоящего успеха добиваются те команды, которые время от времени выходят за рамки цикла и рассуждают о том, чем они занимались в последнее время и каких результатов достигли. Вооружившись полученным опытом, они приобретают способность анализировать свои процессы и повышать качество своей работы.

Ретроспективы дают возможность всей команде обдумать проект или период работы. Они должны проходить в настроении непрерывного совершенствования: взгляд назад без обвинений, с целью выявить полезные действия, которые помогут всем усовершенствовать свою работу, командное взаимодействие и рабочую среду.

КТО ДОЛЖЕН УЧАСТВОВАТЬ?

Пригласите основную команду, работающую над проектом или сервисом, и, возможно, фасилитатора. Заказчиков и представителей прочих периферийных позиций приглашать к участию не стоит. 

Узнайте больше Меньше
Любая команда может (и должна!) проводить ретроспективные совещания. Вот как это делается.
Сотрудники

4–8

Время на подготовку

15 минут

Время

30 мин

Сложность

Низкая

Проведение игры

Проектные команды могут проводить эту игру в конце каждого спринта или немного реже. Свяжитесь со штатным владельцем и узнайте, не желает ли он, чтобы вы рассмотрели какие-то конкретные вопросы. Сервисные команды могут связаться для этого с руководителем отдела или директором.

МАТЕРИАЛЫ
ПОДГОТОВКА

Зарезервируйте комнату по крайней мере на час: 15 минут на подготовку, 30 минут на сеанс и 15 минут на фотосессию и уборку.

Придите на 15 минут раньше остальной команды и принесите все перечисленные выше принадлежности. Напишите заголовки «Что нам удалось?» и «Что нам следовало сделать лучше?» на доске.

Используя шаблон ретроспективы, создайте страницу Confluence в разделе своего проекта и используйте ее для записи результатов сеанса.

ЭТАП 1

Подготовьтесь (5 минут)

Поприветствуйте всех участников ретроспективного совещания и установите правила.

  • Поддерживайте позитивный настрой на непрерывное совершенствование и делитесь идеями, которые могут способствовать повышению качества работы в команде.
  • Не переходите на личности и не принимайте на свой счет мысли, высказываемые другими участниками.
  • Будьте открыты к мнениям других участников и помните, что опыт каждого участника имеет значение (даже если вы его не разделяете).
  • Установите границы обсуждения: последний спринт? Последний квартал? Период с момента начала проекта? Четко определите, какой временной отрезок вы будете рассматривать.
  • Старайтесь ориентировать команду, на совершенствование, а не поиск виноватых.
Профессиональный совет

Пусть фасилитатором выступит не лидер команды, а кто-нибудь еще. Если роль фасилитатора будут выполнять разные участники команды, это поможет избежать монотонности в ретроспективах, стимулировать людей более активно участвовать и эффективнее раскрывать неудобные вопросы.

ЭТАП 2

Что удалось? (10 минут)

Начните сеанс на позитивной ноте. Пусть каждый участник команды возьмет зеленые стикеры и запишет на них удачные моменты (по одной идее на стикер). Когда люди расклеят свои стикеры на доске, фасилитатор должен будет объединить похожие и повторяющиеся идеи.

Кратко обсудите идеи всей командой.

ПЛОХОЙ ПРИМЕР

В обсуждениях доминируют один или два человека.

Это может говорить о том, что вам нужен более умелый фасилитатор. Найдите возможность вмешаться и спросите, что по данной теме может сказать кто-нибудь из молчаливых участников команды.

ЭТАП 3

Что нуждается в улучшении? (10 минут)

Та же структура, что и выше, но с использованием розовых или красных стикеров. Напомните команде, что речь идет о действиях и результатах, а не о конкретных людях.

ЭТАП 4

Следующие действия (5 минут)

Теперь, когда ясно, что именно не удалось, какие конкретные действия может предпринять команда для улучшения ситуации? Пусть участники команды возьмут синие стикеры и разместят идеи на доске. Сгруппируйте эти идеи, а затем обсудите их в команде. Договоритесь о том, какие действия будут предприняты, назначьте им владельцев и срок, к которому они должны быть завершены.

Поблагодарите всех за участие и честность. Еще раз пройдитесь по списку запланированных действий с указанием их владельцев и сроков.

ПЛОХОЙ ПРИМЕР

Ваши идеи не ведут к совершенствованию. 

Не дайте этому мероприятию стать ритуалом без реальной ценности. Проведите ретроспективу по ретроспективам! Убедитесь, что идеи превращаются в задания и что эти задания включаются в спринты: не рассчитывайте, что люди могут втиснуть их в свои графики сверхурочно.

НУЖНО ЧТО-НИБУДЬ ПОСЕРЬЕЗНЕЕ?

Описанные этапы предназначены для короткого 30-минутного ретроспективного совещания. В зависимости от объема работ и сложности, размера команды и/или срока, прошедшего со времени последней ретроспективы, вам может понадобиться дополнительное время, вплоть до одного или даже двух часов. Масштабируйте каждую секцию базового семинара по своему усмотрению.

Вот некоторые варианты и дополнительные элементы, которые можно попробовать в качестве альтернативы.

СОСТАВЬТЕ ПЛАН ДВУХ ПРОШЛЫХ МЕСЯЦЕВ (10 МИНУТ)

Нарисуйте на доске временную шкалу, охватывающую последние два месяца. Затем попросите участников команды назвать важные события: даты начала итераций/спринтов, релизы, достижения, открытия или любые другие события, повлиявшие на работу команды.

Проведите эту активность в начале совещания. Это не только прекрасный способ укрепить солидарность и создать общее чувство удовлетворенности достигнутым, но и хорошая возможность освежить память каждого участника и подготовиться к остальной части ретроспективы.

МОДЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ «Ч» (20 МИНУТ)

Замените активности «что удалось» и «что не сработало» ответами на четыре вопроса.

Что вам понравилось?
Чего не хватило?
Что вы изучили?
Чего вы хотите в дальнейшем?

Эта вариация лучше всего работает в более длительных ретроспективах (45–60 минут), где вы можете посвятить каждому вопросу как минимум пять минут.

СВИДЕТЕЛЬСТВА (10 МИНУТ)

Если время позволяет (и участники команды не против), пусть каждый участник расскажет о стикерах, которые он наклеил на доску во время активностей «что удалось», «что не сработало» и «следующие действия». Это помогает обеспечить равномерный вклад всех участников команды (даже молчаливых) и способствует еще более детальному обсуждению вопросов.

БЛАГОДАРНОСТИ (5 МИНУТ)

Выделите несколько минут, чтобы дать участникам команды возможность отметить достижения друг друга с момента последней ретроспективы и/или выразить благодарность коллегам по команде за помощь. Поощряйте краткость и честность. Иногда благодарностей может быть очень много, иногда — совсем мало. Такие перепады нормальны — не стоит принуждать участников высказываться.

На этом этапе должны участвовать исключительно члены команды одного уровня, каждый из которых внес отдельный вклад в проект. Менеджеров, scrum-мастеров и т. д. попросите не вмешиваться.

ТОЧЕЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (5 МИНУТ)

Если во время активности «Следующие действия» появится масса идей, проголосуйте за приоритеты на ближайшее будущее. Каждый участник берет маркер и ставит точки на три идеи, которые хочет видеть вверху списка (не больше одной точки на идею!). Сложите точки, обсудите результаты с командой и выберите владельцев для пунктов с наибольшим количеством голосов.

Обратите внимание, что это также можно сделать сразу после активности «Что не сработало», чтобы определить три главные области для совершенствования команды. Это поможет сориентировать активность «Следующие действия» в нужном направлении и сосредоточиться на этих трех областях.

Щелкните здесь, чтобы увидеть ретроспективу в действии.

Профессиональный совет

Используйте вариант «последние два месяца», чтобы помочь включиться в работу новым участникам команды и вписать текущую ретроспективу в контекст.

НАПРИМЕР…

Вот ретроспектива, в которой использовалась модель четырех «Ч». 

ВНИМАНИЕ

Подходите к точечному голосованию с осторожностью. Если окажется, что на каждой ретроспективе вы постоянно выбираете одни и те же области, возможно, вы пытаетесь лечить симптомы болезни вместо ее причины.

Успешно справились?

Обязательно проведите с командой полный сеанс оценки работоспособности или контрольную проверку, чтобы узнать, совершенствуетесь ли вы.

Найдите свой инструмент оценки работоспособности

Варианты

Руководящие команды

Обязательно проводите ретроспективу после реализации крупных инициатив. Выделите целый час и проведите это время, сосредоточившись не на подробностях внедрения инициативы, а на качестве командной работы. Подумайте, как этот опыт можно использовать для оценки эффективности совместной работы в дальнейшем.

Сервисные команды

Проектные команды часто структурируют свою работу в виде двухнедельных спринтов, а у вас, скорее всего, больше работы в стиле Kanban. Проводите ретроспективы ежемесячно или ежеквартально, как удобно вашей команде.

Последующие действия

На странице, созданной для сеанса, необходимо сохранить все заметки и фотографии и указать рядом с каждым действием имя его владельца. Если каким-либо из действий соответствуют задачи в JIRA, добавьте на страницу ссылки на них, чтобы было легко проверять статус задачи. Сохраните страницу и поделитесь ею с командой. 

Всегда подвергайте сомнению ценность ретроспективы (разумеется, здоровым, позитивным образом). Выполняются ли последующие задачи, или о них забывают? Понимаете ли вы основную причину проблем? Не поможет ли другой набор активностей копнуть глубже? Есть миллионы подходов к этой игре — меняйте ее под свои нужды!

Нравится Playbook?

Хотите узнать о появлении новых игр и схем оценки работоспособности? Тогда оставьте свой адрес. 

Получили отзыв?

Оставьте вопрос или комментарий на сайте Atlassian Community.

Подключайтесь к обсуждениям

Retrospectives


Software teams have been doing retrospective meetings for years. Now it's time for the rest of the office to give them a try. Whilst the Health Monitor takes a macro view of your team, retrospectives are laser-focused on just the past few weeks.

AND I NEED THIS... WHY?

Ever have one of those dreams where you're running and running, but don't seem to be moving forward? It's all too easy for teams to have the same experience: making the same mistakes, doing things the way they've always done them, and working hard... but not really getting anywhere.

Executing on projects and providing services have a cyclical nature. And the teams who really excel are the teams who step outside that loop once in a while to reflect on what they've done lately and how it worked out. Armed with a lesson-learned or two, they can iterate on their processes and improve.

Retrospectives are a chance for the whole team to reflect on a project or period of work. The spirit should be of continuous improvement: a blame-free look back to capture actionable items that help everyone improve their work, their team, and working environment.

WHO SHOULD BE INVOLVED?

Include the core project or service team, and perhaps a facilitator. Stakeholders and other peripheral folks should sit these out. 

Read more Show less
Any team can (and should!) hold retrospective meetings – here's how.
People

4 - 8

Prep time

15 min

Time

30 min

Difficulty

Easy

Running the play

Project teams can run this at the end of each sprint, or go a little wider. Check in with the full-time owner to see if there are any specific items they'd like you to cover. Service teams can check in with a supervisor or director.

MATERIALS
PREP

Book a meeting room for at least an hour: 15 minutes to set up, 30 minutes for the session, and 15 minutes to take photos and clean up.

Come 15 minutes ahead of the rest of the team, and bring all supplies listed above. Draw the headings "What did we do well?" and "What should have we done better?" up on the whiteboard. Use the Retrospective Meeting Notes blueprint to create a new Confluence page in your project space, and use that to record the outputs of your session.

STEP 1

Set the stage (5 min)

Welcome everyone to the retrospective meeting and establish the rules of engagement:

  • Embrace a positive spirit of continuous improvement and share whatever you think will help the team improve.
  • Don't make it personal, don't take it personally.
  • Listen with an open mind, and remember that everyone's experience is valid (even those you don't share).
  • Set the boundary of your discussion – is it that last sprint? the last quarter? since the project started? Be clear how far back you're going to go.
Pro tip

Let someone other than the team lead facilitate. Sharing the facilitation around the team will keep your retrospectives fresh, encourage greater participation, and uncover more inconvenient truths.

STEP 2

What went well? (10 min)

Start the session on a positive note. Have each team member use green sticky notes to write down what they feel went well (one idea per sticky). As people post their stickies on the whiteboard, the facilitator should group similar or duplicate ideas together.

Discuss your ideas briefly as a team.

ANTI-PATTERN

Discussions are dominated by one or two people.

This is a sign you may need a stronger facilitator. Find an opportunity to step in and ask what one of your quieter teammates has to say on the topic.

STEP 3

What needs improvement? (10 min)

Same structure as above, but using pink or red stickies. Remind your team that this is about actions and outcomes – not about specific people.

STEP 4

Next steps (5 min)

Having identified what didn't go so well, what concrete actions can the team take to improve those things? Have your team use blue sticky notes to place ideas on the board. Group them and then discuss as a team, agree to which actions you will take, assign owners and a due date to get them DONE.

Thank everyone for their involvement and their honesty. Quickly run through the list of follow-up items, their owners and due dates.

ANTI-PATTERN

Your ideas aren't leading to improvements. 

Don't let this be a ritual with no real value. Do a retro on your retro! Make sure ideas are turned into tasks, and that those tasks are incorporated into your sprints – don't assume people can just squeeze them in at the edges.

TOO VANILLA FOR YOUR TASTES?

The steps above are for a brief 30-minute retrospective meeting. Depending on the scope and complexity of your work, team size, and/or length of time since the last retrospective, you may need to expand this up to an hour, or possibly even two hours. Scale each section of the basic workshop as you see fit.

Alternatively, here are some variations and extra elements to try.

MAP OUT THE PAST TWO MONTHS (10 MIN)

On the whiteboard, draw a timeline spanning the past two months. Then have team members call out significant events: iteration/sprint starts, releases, victories, discoveries, or anything else that had an impact on your work.

Do this activity at the start of the meeting. Not only is this a great way to foster a shared sense of achievement and solidarity, it helps refresh everyone's memory and sets the stage for the rest of the retrospective.

THE 4 Ls MODEL (20 MIN)

Replace the "what worked well" and "what didn't work well" activities with a four-part format:

What did you like?
What was lacking?
What did you learn?
What do you long for going forward?

This variation works best in longer (45 - 60 min) retrospectives where you can devote five minutes or more to each question.

TESTIFY (10 MIN)

If time allows (and team members are willing), have each participant speak about the stickies they put up during the "What worked well", "What didn't work well", and "Next steps" activities. This helps to ensure all team members contribute evenly (even the quieter team members) and promotes an even deeper discussion.

ACKNOWLEDGEMENTS (5 MIN)

Take a few minutes to let team members acknowledge each other's accomplishments since the last retrospective and/or express thanks for having received help from a teammate. Keep it brief, and keep it genuine. At some there might be a flood of acknowledgements, while at others there might be very few. Just roll with the ebb and flow – don't force it.

This should be a strictly peer-to-peer exercise, with only team members at the individual contributor level allowed to participate. Managers, scrum masters, etc. are asked to keep quiet.

DOT VOTING (5 MIN)

If loads of ideas emerge during the "Next steps" activity, vote on which action items you'll prioritize in the immediate term. Everyone grabs a marker and places dots on the three ideas they'd like to see at the top of the list (no more than one dot per idea, please!). Tally up the dots, discuss the results with your team, and select owners for the top-voted items.

Note that you can also do this immediately after the "What didn't work well" activity to identify the team's top three areas for improvement. This helps guide the "Next steps" activity and keep it focused on those three areas.

Pro tip

Use the "past two months" variation to help new members of the team get up to speed and put the current retrospective in context.

FOR EXAMPLE...

Here's a retro that used the 4 Ls model. 

CAUTION

Approach dot voting with caution. If you consistently select the same areas retro after retro, you may be treating the symptoms instead of the cause.

Nailed it?

Be sure to run a full Health Monitor session or checkpoint with your team to see if you're improving.

Find your Health Monitor

Variations

LEADERSHIP TEAMS

Be sure to run a retrospective after major initiatives have been rolled out. Schedule a full hour, and use that time to focus not on the particulars of how the initiative went, but on how you worked together as a team and how that can inform how you work together in the future.

SERVICE TEAMS

Whist project teams likely structure their work as 2-week sprints, you likely have more of a Kanban-esque, continuous flow style of working. Do your retrospectives monthly or quarterly, as suits your team.

Follow-ups

Make sure all notes and photos are captured on the page you created for the session, making sure to list the owner's name next to each action item. If any of the action items have corresponding JIRA issues, include a link to them on the page so it's easy to see their status. Save the page and share it with your team. 

Always be challenging the value of your retrospectives (y'know: in a healthy, positive way). Are follow-up tasks being completed, or forgotten? Are you getting to the root cause of problems? Would a different set of activities help you dig deeper? There are a zillion ways to approach this play – change it up and make it your own!

Team health is contagious. Pass it on.

Go viral on social media, or email this page to your teammates.

Join the conversation

Tell the Atlassian Community how this play worked for your team.

Learn more