Платформа как сервис

Как модель «платформа как сервис» (PaaS) расширяет возможности современных команд Agile и DevOps

Kev Zettler Kev Zettler

Описание. Платформа как сервис (PaaS) — это уровень облачной инфраструктуры, который предоставляет ресурсы для создания инструментов и приложений уровня пользователя. В него входит базовая инфраструктура, включая вычислительные и сетевые ресурсы, хранилища, а также инструменты разработки, системы управления базами данных и промежуточное ПО.

Современные команды разработчиков ПО теперь получают мгновенный доступ ко всем ресурсам, необходимым для поддержания всего жизненного цикла приложений, включая проектирование, разработку, тестирование, развертывание и размещение. Все это можно делать непосредственно из облака с помощью модели «платформа как сервис» (PaaS). Доступ к ресурсам по требованию позволяет командам не приобретать и не обслуживать сложную локальную инфраструктуру.

PaaS — это основной уровень современных облачных инфраструктур. Базовый стек — это облачная инфраструктура (IaaS), которая предоставляет вычислительные и сетевые ресурсы, а также хранилища. PaaS располагается в середине стека, между IaaS-инфраструктурой и моделью «ПО как услуга» (SaaS). PaaS зависит от IaaS-инфраструктуры и позволяет использовать SaaS.

Что такое платформа как сервис?

Схема платформы как сервиса

PaaS — это уровень облачной инфраструктуры, который предоставляет ресурсы для создания инструментов и приложений уровня пользователя. Как и в случае IaaS, эти ресурсы включают в себя серверы, хранилища и сетевые ресурсы. В PaaS также входят инструменты разработки, системы управления базами данных, промежуточное ПО, системы электронной почты или уведомлений и многое другое.

PaaS является облачной платформой, что позволяет организациям избежать затрат и сложностей, связанных с покупкой инфраструктурных ресурсов (включая лицензии на программное обеспечение, инфраструктуру приложений и инструменты разработки) и управлением ими.

«Платформа» в PaaS относится к экосистеме языка программирования, или «технологическому стеку». Распространенными технологическими стеками приложений на основе языка программирования являются Ruby on Rails, Django Python, стек Node.js MEAN, Java Spring MVC и другие. Примеры этих языковых стеков зависят от подключенной системы баз данных.

Преимущества платформы как сервиса

Как и другие облачные сервисы, платформа PaaS предоставляет ресурсы по требованию, которые можно масштабировать по мере необходимости. Раньше командам требовалось приобретать собственное оборудование, а затем настраивать серверы, базы данных, брандмауэры и все прочие компоненты самостоятельно. После этого командам приходилось обслуживать, масштабировать и контролировать собственную инфраструктуру. Существует также множество других преимуществ PaaS.

Оптимизация Agile и DevOps

Использование PaaS ускоряет разработку кода, тестирование и развертывание — несколько основных процессов в командах, применяющих Agile и DevOps. Кроме того, PaaS непосредственно дополняет рабочий процесс релизов при CI/CD и помогает обеспечить полный цикл релизов для DevOps. В рамках жизненного цикла ПО: разработка, тестирование, развертывание, управление и обновление — платформа PaaS помогает оптимизировать этап развертывания.

Ускорение выхода на рынок

Используя платформу как сервис, разработчики могут сосредоточиться исключительно на коде, а не на создании, настройке и подготовке инфраструктуры и платформ либо разработке функций автоматического масштабирования. Это значительно уменьшает время разработки новых проектов. Кроме того, на платформе доступны инструменты, шаблоны и библиотеки кода, которые также позволяют ускорить разработку и упростить процессы.

Масштабирование по мере необходимости

На узлах PaaS обычно предоставляются возможности эластичного масштабирования. Так команды могут быстро наращивать ресурсы в пиковые периоды, а затем снова сокращать их. Масштабирование автоматически выполняется поставщиком PaaS.

Экономичная разработка

Модель PaaS позволяет командам добавлять возможности разработки без привлечения персонала, тем самым сокращая затраты на программирование. Организациям больше не нужно устанавливать базовые инфраструктуры разработки и управлять ими.

Поставщики платформ как сервиса предлагают полезные дашбоарды для анализа стоимости инфраструктуры и управления ею. Такие инструменты анализа затрат помогают командам проводить аудит любых непредвиденных или нерациональных расходов. Кроме того, это позволяет командам оптимизировать расходы на развертывание. Без таких аналитических данных команды могут неожиданно обнаружить, что их расходы на инфраструктуру увеличились.

Поддержка распределенных команд разработки

Поскольку платформа как сервис — это облачный продукт, она удобна для совместной работы в распределенных командах. Поставщики платформ как сервиса предоставляют распределенное по всему миру оборудование, а значит, приложения, развертывание которых выполняется на PaaS, будут доступны из любого места по более низкой стоимости.

Безопасность и контроль доступа

Большинство поставщиков PaaS предлагают точно настраиваемые инструменты обеспечения безопасности и контроля доступа, которые позволяют командам быстро настраивать доступ к ресурсам PaaS. Это важно как для распределения уровней доступа в компании, так и для команды по обеспечению безопасности клиентов. Команды могут быть уверены в том, что инфраструктура защищена от потенциальной утечки данных или других проблем в сфере безопасности.

Примеры использования платформы как сервиса

На платформе PaaS выполняют развертывание готовых исполняемых файлов приложений, включая веб-приложения SaaS, такие как CRM, дашбоарды, комнаты чата и многое другое. Исполняемые файлы PaaS также могут включать в себя серверные API или микрослужбы. Параллельно с кодом приложения и в дополнение к нему можно развертывать вспомогательные инструменты, например балансировщики нагрузки, конвейеры уведомлений и системы отложенных заданий.

Разработка API и управление ими

Интерфейсы API являются важным компонентом любого современного распределенного приложения. Встроенные возможности платформ PaaS значительно упрощают разработку интерфейсов API и управление ими. API обычно применяют для подключения внешних систем к внутренним ресурсам приложений или для взаимодействия различных компонентов в архитектуре приложений на основе микрослужб.

Микросервисы

Платформы PaaS отлично подходят для работы с микрослужбами и существенно упрощают их развертывание. Можно без труда развертывать несколько микрослужб для приложения и настраивать их взаимодействие друг с другом. Большинство поставщиков PaaS предоставляют в пользовательском интерфейсе дашбоарды с наглядными данными о текущем развертывании. Команды могут лучше видеть и понимать схему развертывания микрослужб в режиме реального времени.

Многоэтапные среды

С помощью PaaS можно быстро развертывать многоэтапные среды, например совокупность среды разработки, раздела проиндексированных файлов и рабочей среды. Это дает командам дополнительную гарантию качества, поскольку они могут проверять правильность работы приложений на каждом этапе. Если приложение ведет себя в разделе проиндексированных файлов так, как ожидалось, его развертывание в рабочей среде уже не составит труда.

Хостинг баз данных

Для большинства приложений необходимо постоянное хранилище данных. Так как это типичное требование, поставщики PaaS предлагают развертывание баз данных и управление ими в числе основных функций. Команды могут обойтись без хостинга приложений на PaaS и использовать PaaS исключительно для доступа к базе данных. Эта модель настолько распространена, что некоторые поставщики PaaS предлагают специальные тарифные планы для использования только баз данных.

Бизнес-аналитика

Большинство предложений PaaS значительно облегчают жизнь разработчиков, поскольку включают приложения и платформы для бизнес-аналитики и сбора информации. Благодаря этим решениям разработчики приложений могут без труда предоставлять пользователям все данные и показатели, необходимые для принятия обоснованных бизнес-решений.

Коммуникация

Сегодня в приложения часто встраивают возможности для общения. Платформа PaaS предоставляет средства коммуникации и поддерживает такие технологии, как SMS, электронная почта, голосовая связь и т. д. В результате разработчикам становится проще добавлять возможности коммуникации в свои приложения.

Внутренние инструменты и частные дашбоарды

Внутренние инструменты идеально подходят для развертывания на PaaS, поскольку для них не требуются уникальные зависимости от инфраструктуры. Внутренние инструменты объединяют представления внутренних показателей. Ими пользуется стабильная подгруппа внутренних заинтересованных сторон, поэтому расширенные возможности эластичного масштабирования не нужны. Тем не менее эластичное масштабирование доступно на платформе PaaS по умолчанию.

Заключение

Платформа PaaS может предоставлять ресурсы инфраструктуры и инструменты разработки как небольшим, так и крупным командам разработчиков. Это позволяет командам получать доступ к необходимым ресурсам в нужное время и соответствующим образом масштабировать их. PaaS обеспечивает ускоренную работу и частые релизы программного обеспечения, становясь любимой технологией для команд, практикующих Agile и DevOps.

Готовы интегрировать PaaS в рабочий процесс DevOps? Начните работу с DevOps.

Platform as a service

How platform as a service (PaaS) empowers modern agile and DevOps teams

Kev Zettler Kev Zettler

Summary: Platform as a service (PaaS) is a cloud infrastructure layer that provides resources to build user-level tools and applications. It includes the underlying infrastructure including compute, network, and storage resources, as well as development tools, database management systems, and middleware.

Today’s software development teams now have immediate access to all the resources needed to support the entire application lifecycle, including to design, develop, test, deploy, and host applications. This can all be done directly from the cloud with platform as a service (PaaS). Teams have access to the resources they need, on-demand, without the need to purchase and maintain a complex on-premise infrastructure. 

PaaS is a primary tier of modern cloud infrastructures. The base stack is infrastructure as a service (IaaS), which provides compute, network, and storage resources. PaaS is at the middle of the stack between IaaS and software as a service (SaaS). PaaS is dependent on IaaS but also enables SaaS.

What is platform as a service?

Platform as a service diagram

PaaS is a cloud infrastructure layer that provides resources to build user-level tools and applications. Like IaaS, these resources include servers, storage, and networking. PaaS also includes development tools, database management systems, middleware, email or notification systems, and more. 

Since PaaS is a cloud-based infrastructure, it allows organizations to avoid the cost and complexity of buying and managing infrastructure resources including software licenses, application infrastructure, and development tools.

The “platform” in PaaS refers to a programming language ecosystem, or “tech stack.” Popular language-based application tech stacks include Ruby on Rails, Django Python, Node.js MEAN stack, Java SpringMVC, among others. These language stack examples depend on an attached database system.

Benefits of platform as a service

Like other cloud services, PaaS provides resources on-demand that can scale as needed. Prior to this, teams needed to purchase their own hardware, then configure the servers, databases, firewalls, and all other components themselves. Teams would then have to maintain, scale, and monitor their custom infrastructure. There are also a host of other benefits to PaaS.

Empowers agile and DevOps practices

PaaS enables faster coding, testing, and deployment -- some of the key practices of agile and DevOps teams. Plus, PaaS is directly complementary to a CI/CD release workflow and helps to enable a full DevOps release cycle. Given the software lifecycle of building, testing, deploying, managing, and updating, PaaS handles the deployment phase.

Faster time to market

Using platform as a service, developers can focus purely on code, rather than building, configuring, and provisioning infrastructure and platforms, or building auto-scaling functionality. This significantly shortens development time on new projects. Also, PaaS offers access to tools, templates, and code libraries that can reduce development time and simplify processes.

Scale as needed

PaaS hosts generally offer elastic scaling features, which lets teams rapidly add capacity in peak times and scale down as needed. Scaling is handled automatically by the PaaS provider.

Cost-effective development

PaaS allows teams to add development capabilities without adding staff, which can reduce engineering costs. Organizations no longer need to install and manage underlying development infrastructures.

Platform as a service providers offer helpful dashboards to analyze and manage infrastructure cost. These cost analysis tools help teams audit any areas of unexpected or wasteful expenses. Furthermore, these tools help teams optimize the cost of their deployments. Without these cost insights, teams may find their infrastructure expenses unexpectedly growing.

Supports distributed development teams

Since platform as a service is a cloud service, it supports collaboration between distributed teams. Platform as a service providers have globally distributed hardware, which means applications deployed to PasS can be accessed at lower costs and from any location.

Security and access control

Most PaaS providers have granular security and access control tools that enable teams to quickly configure access to PaaS resources. This is important for both company and customer security team access levels. This gives teams assurance that their infrastructure is locked down to prevent data breaches or other undesirable security failure scenarios.

Platform as a service use cases

PaaS is used to deploy user-ready application code executables including full SaaS web applications like CRMs, dashboards, chat rooms, and more. The PaaS execuatables also include backend APIs or microservices. In addition to application code, supplementary tools like load balancers, notification pipelines, and delayed job systems can be deployed alongside application code.

API development and management

APIs are an essential component of any modern distributed application, and the built-in frameworks provided by a PaaS greatly simplify API development and management. APIs are commonly used to enable external systems to connect with internal application resources, or to connect the different components in a microservice application architecture.

Microservices

PaaS is complementary to microservices and a great aid in deployment. PaaS makes it easy to deploy multiple microservice applications and configure them to communicate with each other. Most PaaS providers have user interface dashboards that provide a visual description of the current deployment. This allows teams to better see and grasp the layout of their live microservice deployment.

Multi-phase environments

PaaS can quickly deploy multi-phase environments like development, staging, and production. This gives teams added quality assurance, since they can verify correct application behavior through multiple phases. If the application behaves as expected in staging, it is then trivial to deploy it to the production environment.

Database hosting

Most applications depend on some kind of persistent data store. Because this is so common, PaaS providers offer database deployment and management as a core functionality. Teams can bypass the PaaS application hosting and instead use PaaS purely for database access. This pattern is so common that some PaaS providers offer specific billing plans for database only functionality.

Business analytics/intelligence

Most PaaS offerings make developer’s lives significantly easier by including applications and frameworks for performing business analytics and intelligence. These solutions make it much easier for application developers to provide users with all the data and metrics they need to make informed business decisions.

Communications

Communications capabilities are essential to any modern application, and a PaaS provides communication tools and frameworks to support technologies such as sms, email, voice, etc. that make it simple for developers to add communication functionality to their applications.

Internal tools and private dashboards

Internal tools are perfect candidates for PaaS deployment since they don’t require special one-off infrastructure dependencies. Internal tools aggregate views of internal metrics and don’t need advanced, elastic scaling because they’re accessed by a subset of internal stakeholders. Even so, PaaS provides elastic scaling by default.

In conclusion...

PaaS gives infrastructure and development resources to small and large development teams alike. It allows teams to access the resources they need, when they need it, and to scale accordingly. PaaS enables faster execution and more frequent software releases, making it a favorite technology for teams practicing agile and DevOps.

Ready to integrate PaaS with your DevOps workflow? Get started with DevOps