Сравнение контейнеров и виртуальных машин

Узнайте о различиях между контейнерами и виртуальными машинами (ВМ), их популярных поставщиках и способах их совместного применения.

Ian Buchanan Ian Buchanan

Контейнеры и виртуальные машины — очень похожие между собой технологии виртуализации ресурсов. Виртуализация — это процесс, при котором единичный системный ресурс, такой как оперативная память, ЦП, диск или сеть, может быть «виртуализирован» и представлен в виде множества ресурсов. Основное отличие контейнеров и виртуальных машин заключается в том, что виртуальные машины виртуализируют весь компьютер вплоть до аппаратных уровней, а контейнеры — только программные уровни выше уровня операционной системы.

Контейнер, демонстрирующий различия между виртуальными машинами и контейнерами.

Что такое контейнер?

Контейнеры — это легкие программные пакеты, содержащие все зависимости, необходимые для запуска автономного программного приложения. К этим зависимостям относятся системные библиотеки, сторонние пакеты кода и другие приложения уровня операционной системы. Зависимости, входящие в контейнер, находятся на уровнях стека выше уровня операционной системы.

Плюсы

  • Скорость итерации
    Поскольку контейнеры не требуют много ресурсов и включают в себя только программное обеспечение верхнего уровня, их можно быстро модифицировать и итеративно менять.
  • Надежная экосистема
    В большинстве систем контейнерных сред выполнения существует общедоступный размещенный репозиторий готовых контейнеров. Такие репозитории контейнеров содержат множество популярных программных приложений, таких как базы данных или системы обмена сообщениями, которые можно мгновенно загрузить и выполнить, чтобы сэкономить время команды разработчиков.

Минусы

  • Сбои общего узла
    Все контейнеры используют одну и ту же опорную аппаратную систему, находящуюся ниже уровня операционной системы. Не исключено, что сбой в одном контейнере может привести к поломке этого контейнера и повлиять на общие аппаратные ресурсы. Большинство распространенных контейнерных сред выполнения предлагают общедоступные репозитории готовых контейнеров. Использование таких общедоступных образов сопряжено с угрозой безопасности, поскольку они могут содержать вредоносный код или уязвимости в целях последующего захвата злоумышленниками.

Популярные поставщики контейнеров

  • Docker
    Это самая популярная и широко используемая контейнерная среда выполнения. Docker Hub — это гигантский общедоступный репозиторий популярных программных приложений в контейнерах. Контейнеры Docker Hub можно мгновенно загружать и развертывать в локальных средах выполнения Docker.
  • Rkt
    Rkt (читается как «рокет») — это контейнерная система, ориентированная прежде всего на безопасность. Контейнеры rkt не допускают выполнения небезопасных функций, пока пользователь не отключает настройки безопасности явным образом. Контейнеры rkt нацелены на решение проблем безопасности, связанных с перекрестными зависимостями, от которых страдают другие системы контейнерных сред.
  • Контейнеры Linux — LXC
    LXC является одним из компонентов системы контейнерных сред выполнения Linux с открытым исходным кодом. LXC используется для изоляции процессов уровня операционной системы друг от друга. В основе Docker фактически лежит технология LXC. Контейнеры Linux обеспечивают независимую от поставщика контейнерную среду выполнения с открытым исходным кодом.
  • CRI-O
    CRI-O — это недавно возникший стандарт контейнерной среды выполнения с открытым исходным кодом, разработка которого ведется совместно многими крупными компаниями. Спецификация CRI-O оптимизирована для системы управления контейнерами Kubernetes.

Что такое виртуальная машина?

ВМ — это тяжелые программные пакеты, которые обеспечивают полную эмуляцию низкоуровневых аппаратных устройств, таких как ЦП, дисковые и сетевые устройства. ВМ также могут включать дополнительный программный стек для запуска на эмулируемых аппаратных средствах. Эти аппаратные и программные пакеты позволяют получить полнофункциональный снимок вычислительной системы.

Плюсы

  • Полная защита изоляции
    Виртуальные машины работают изолированно как полностью автономные системы. Это означает, что виртуальные машины защищены от любого вредоносного кода или помех со стороны других виртуальных машин на общем узле. Отдельные виртуальные машины могут быть захвачены вредоносным кодом, но пораженная ВМ будет изолирована и не сможет повредить другие виртуальные машины, расположенные рядом.
  • Интерактивная разработка
    Контейнеры обычно представляют собой статические определения ожидаемых зависимостей и конфигурации, необходимых для запуска контейнера. ВМ более динамичны и могут разрабатываться в интерактивном режиме. После указания базовых аппаратных характеристик виртуальную машину можно рассматривать как компьютер без операционной среды. Программное обеспечение можно установить на ВМ вручную; можно сделать снимок состояния для фиксации текущей конфигурации ВМ. Снимки состояния ВМ можно использовать для восстановления ВМ на определенный момент времени или для запуска дополнительных виртуальных машин с такой же конфигурацией.

Минусы

  • Скорость итерации
    Создание и воспроизведение виртуальных машин занимает много времени, поскольку они охватывают полный системный стек. Любые изменения снимка состояния виртуальной машины могут потребовать значительного времени на воспроизведение и проверку того, что они работают должным образом.
  • Стоимость занимаемого хранилища
    ВМ могут занимать много места в хранилище. Они могут быстро вырастать до нескольких гигабайтов в объеме. Это может привести к нехватке дискового пространства на компьютере, где размещаются виртуальные машины.

Популярные поставщики виртуальных машин

  • VirtualBox
    Это бесплатная система эмуляции архитектуры x86 с открытым исходным кодом, принадлежащая Oracle. VirtualBox — одна из самых популярных и известных платформ виртуальных машин с экосистемой дополнительных инструментов для разработки и распространения образов виртуальных машин.
  • VMware
    VMware — это публичная компания, которая построила свой бизнес на основе одной из первых технологий аппаратной виртуализации x86. Решения VMware поставляются в комплекте с гипервизором — утилитой для развертывания нескольких виртуальных машин и управления ими. Решения VMware обладают надежным пользовательским интерфейсом для управления виртуальными машинами. Это отличный вариант для корпоративного использования виртуальных машин, который включает поддержку.
  • QEMU
    QEMU — это самый надежный вариант виртуальной машины для эмуляции аппаратного обеспечения. Он поддерживает любую стандартную аппаратную архитектуру. QEMU — это утилита командной строки без графического пользовательского интерфейса для настройки или выполнения. Эта особенность делает QEMU одним из самых быстрых вариантов виртуальных машин.

Какой вариант подходит для вас?

Если вы выставляете определенные требования к оборудованию для вашего проекта или ведете разработку на одной аппаратной платформе, но целевой является другая платформа, например Windows или macOS, используйте виртуальную машину. Большинство других требований, предъявляемых только к программному обеспечению, можно удовлетворить с помощью контейнеров.

Как использовать контейнеры в связке с виртуальными машинами?

Ничто не мешает использовать контейнеры и виртуальные машины вместе, хотя практические примеры такого использования могут быть ограничены. Можно создать виртуальную машину, которая эмулировала бы уникальную аппаратную конфигурацию. Затем на оборудовании этой виртуальной машины можно установить операционную систему. После того как виртуальная машина будет готова и способна загружать операционную систему, поверх нее можно установить контейнерную среду выполнения. В результате получится функциональная вычислительная система с эмулированным оборудованием, на котором можно устанавливать контейнеры.

Одним из практических примеров использования такой конфигурации являются эксперименты с развертыванием в системах на микросхеме. Популярные вычислительные устройства с системой на микросхеме, такие как Raspberry Pi или макетные платы BeagleBone, можно эмулировать как виртуальные машины, чтобы экспериментировать с запуском на них контейнеров до тестирования на реальном аппаратном обеспечении.

Но в большинстве случаев для конкретной виртуализации достаточно использовать что-то одно: ВМ или контейнеры. Чтобы сделать правильный выбор, важно понимать потребности в ресурсах и то, на какие компромиссы вы готовы пойти.

Containers vs Virtual Machines

Learn the differences between containers and virtual machines (VMs), popular providers for each, and how they can be used together.

Ian Buchanan Ian Buchanan

Containers and VMs are very similar resource virtualization technologies. Virtualization is the process in which a system singular resource like RAM, CPU, Disk, or Networking can be ‘virtualized’ and represented as multiple resources. The key differentiator between containers and VMs is that VMs virtualize an entire machine down to the hardware layers and containers only virtualize software layers above the operating system level.

A container showing the differences between virtual machines and containers.

What is a container?

Containers are lightweight software packages that contain all the dependencies required to execute the contained software application. These dependencies include things like system libraries, external 3rd party code packages, and other operating system level applications. The dependencies included in a container exist in stack levels that are higher than the operating system.

Pros

  • Iteration speed
    Because containers are lightweight and only include high level software, they are very fast to modify and iterate on.
  • Robust Ecosystem
    Most container runtime systems offer a hosted public repository of pre-made containers. These container repositories contain many popular software applications like databases or messaging systems and can be instantly downloaded and executed, saving time for development teams

Cons

  • Shared host exploits
    Containers all share the same underlying hardware system below the operating system layer, it is possible that an exploit in one container could break out of the container and affect the shared hardware. Most popular container run-times have public repositories of pre-built containers. There is a security risk in using one of these public images as they may contain exploits or may be vulnerable to being hijacked by nefarious actors.

Popular container providers

  • Docker
    Docker is the most popular and widely used container runtime. Docker Hub is a giant public repository of popular containerized software applications. Containers on Docker Hub can instantly downloaded and deployed to a local Docker runtime.
  •  RKT
    Pronounced "Rocket" RKT is a security first focused container system. Rkt containers do not allow insecure container functionality unless the user explicitly enables insecure features. RKT containers aim to address the underlying cross contamination exploitive security issues that other container runtime systems suffer from.
  • Linux Containers - LXC
    LXC is one component of an open source linux container runtime system. LXC is used to isolate operating system level processes from each other. Docker actually uses LXC behind the scenes. Linux Containers aim to offer a vender neutral open source container runtime.
  • CRI-O
    CRI-O is an emerging open source container runtime standard that is being developed in collaboration by many enterprise companies. The CRI-0 specification is optimized for the Kubernetes container management system.

What is a VM?

VMs are heavy software packages that provide complete emulation of low level hardware devices like CPU, Disk and Networking devices. VMs may also include a complementary software stack to run on the emulated hardware. These hardware and software packages combined produce a fully functional snapshot of a computational system.

Pros

  • Full isolation security
    VMs run in isolation as  a fully standalone system. This means that VM's are immune to any exploits or interference from other VMS on a shared host. An individual VM can still be hijacked by an exploit but the exploited VM will be isolated and unable to contaminate any other neighboring VMs.
  •  Interactive Development
    Containers are usually static definitions of the expected dependencies and configuration needed to run the container. VMs are more dynamic and can be interactively developed. Once the basic hardware definition is specified for a VM the VM can then be treated as a bare bones computer. Software can manually be installed to the VM and the VM can be snapshotted to capture the current configuration state. The VM snapshots can be used to restore the VM to that point in time or spin up additional VM's with that configuration.

Cons

  • Iteration speed
    VMs are time consuming to build and regenerate because they encompass a full stack system. Any modifications to a VM snapshot can take significant time to regenerate and validate they behave as expected.
  • Storage size cost
    VMs can take up a lot of storage space. They can quickly grow to several Gigabytes in size. This can lead to disk space shortage issues on the VMs host machine

Popular VM providers

  • Virtualbox
    Virtualbox is a free and open source x86 architecture emulation system owned by Oracle. Virtualbox is one of the most popular and established VM platforms with an ecosystem of supplementary tools to help develop and distribute VM images.
  • VMware
    VMware is a publicly traded company that has built its business on one of the first x86 hardware virtualization technologies. VMware comes included with a hypervisor which is a utility that will deploy and manage multiple VMs. VMware has robust UI for managing VMs. VMware is a great enterprise VM option offering support.
  • QEMU
    QEUM is the most robust hardware emulation VM option. It has support for any generic hardware architecture. QEMU is a command line only utility and does not offer a graphical user interface for configuration or execution. This trade off makes QEMU one of the fastest VM options.

Which option is better for you?

If you have specific hardware requirements for your project, or you are developing on one hardware platform and need to target another like Windows vs MacOS, you will need to use a VM. Most other 'software only' requirements can be met by using containers.

How can you use Containers and VMs together?

It is entirely possible to use Containers and VM in unison although the practical use-cases may be limited. A VM can be created that emulates a unique hardware configuration. An operating system can then be installed within this VM's hardware. Once the VM is functional and boots the operating system, a container runtime can be installed on the operating system. At this point we have a functional computational system with emulated hardware that we can install Containers on. 

One practical use for this configuration is experimentation for system on chip deployments. Popular system on chip computational devices like The RaspberryPi, or BeagleBone development boards can be emulated as a VM, to experiment with running containers on them before testing on the actual hardware.

But the majority of the time, your needs will likely be met by one of the two. The key to deciding between containers or VMs for your virtualization needs is understanding your resource needs and the trade-offs you’re willing to make.

Up Next
Tutorials