Как подход «инфраструктура как код» (IaC-обработка) помогает управлять сложными инфраструктурами

Ian Buchanan Ian Buchanan

Описание. Подход «инфраструктура как код» (IaC-обработка) — это процесс управления ИТ-инфраструктурой, при котором для управления ресурсами облачной инфраструктуры применяются рекомендации из сферы DevOps-разработки.

Развитие аппаратной виртуализации в середине 2000-х годов создало новые возможности облачного хостинга инфраструктуры. Поставщики облачного хостинга начали предлагать доступ к динамическим платформам облачной инфраструктуры (IaaS). По мере того как эти платформы развивались и предлагали все более сложные ресурсы инфраструктуры, нарастала и сложность традиционной роли системного администратора. Необходимость быстрой настройки сложных облачных инфраструктур и управления ими скоро стала серьезной проблемой.

Идею подхода «инфраструктура как код» (IaC), или моделирования инфраструктуры с помощью кода, повлек за собой успех непрерывной интеграции и непрерывной поставки. Подход DevOps доказал, насколько эффективно можно отправлять код в репозиторий Git, а затем использовать функциональные ветки и рабочие процессы на основе запросов pull. Принцип автоматизации этих рабочих процессов разработки программного обеспечения помог и в вопросе администрирования облачных систем.

Что такое инфраструктура как код?

Модель «инфраструктура как код» — это процесс управления ИТ-инфраструктурой, при котором для управления ресурсами облачной инфраструктуры применяются рекомендации из сферы DevOps-разработки. Подход применим к таким ресурсам инфраструктуры, как виртуальные машины, сети, балансировщики нагрузки, базы данных и другие сетевые приложения.

IaC-обработка — это способ управления конфигурацией, при котором инфраструктурные ресурсы организации зашифровываются в текстовых файлах. Затем эти файлы инфраструктуры помещаются в систему контроля версий, например Git. Репозиторий системы контроля версий позволяет использовать рабочие процессы с применением функциональных веток и запросов pull, лежащие в основе CI/CD.

IaC-обработка стала возможной благодаря распространению платформ хостинга облачной инфраструктуры, особенно платформ IaaS-инфраструктуры. IaaS-платформы позволяют выделять и использовать облачные ресурсы по требованию с помощью вызовов удаленных API, которые формируют шаблон свойств, переданных в файлах конфигурации инфраструктуры. Функции автоматизации IaC могут получать файлы конфигурации и исполнять их посредством вызовов удаленных API на IaaS-платформе.

Как только команда поместит конфигурацию инфраструктуры в систему контроля версий, к изменениям инфраструктуры можно будет применить методы CI/CD. Обновлять инфраструктуру можно в рамках рабочего процесса DevOps. Когда участник команды редактирует текстовый файл конфигурации, можно использовать рабочие процессы запроса pull и проверки кода для аудита и утверждения изменений. Кроме того, в системах IaC-обработки на основе DevOps применяется автоматическое развертывание инфраструктуры и откат к прошлой версии.

Важность IaC-обработки

Развитие IaC-обработки помогло решить проблему отклонений среды. В облачных приложениях этапы жизненного цикла релиза обычно протекают в отдельных средах развертывания. Как правило, это среда разработки, раздел проиндексированных файлов и рабочая среда. Эти среды состоят из таких сетевых ресурсов, как серверы приложений, балансировщики нагрузки и базы данных. Отклонения среды возникают, когда синхронизация между инфраструктурами этих различных сред нарушается.

Без IaC-обработки управление инфраструктурой может быть хаотичным и ненадежным процессом. Системные администраторы вручную подключаются к удаленным поставщикам облачных услуг и используют API или сетевые дашбоарды для выделения нового оборудования и ресурсов. Такой ручной процесс не дает целостного представления об инфраструктуре приложений. Администраторы могут вручную внести изменения в одну среду и забыть повторить то же самое в другой. В результате в среде появляются отклонения.

Отклонения среды дорого обходятся бизнесу. Команды работают над приложением в среде разработки или разделе проиндексированных файлов, а при развертывании обнаруживают, что эти среды не синхронизированы с рабочей средой. Это приводит к багам и сбоям — и трудоемкому поиску несоответствий и их причин.

Управление инфраструктурой вручную, без IaC-обработки, происходит медленно. Если изменение инфраструктуры потребовалось вследствие отклонений среды, всплеска трафика или других проблем, неизвестно, сколько времени понадобится системному администратору для реагирования и внесения исправлений. Это приводит к сбоям в работе и разочарованию клиентов. За счет IaC-обработки инфраструктура автоматически адаптируется к изменениям конфигурации и реагирует на повышение трафика с помощью автоматического масштабирования.

IaC-обработка обеспечивает больший контроль и прозрачность, чем администрирование систем вручную. Файлы конфигурации инфраструктуры передаются в центральный репозиторий с контролем версий, где любой участник команды может просматривать и редактировать данные инфраструктуры. Это позволяет проводить эффективный аудит. Например, если команда проходит аудит соответствия стандартам безопасности PCI, вам нужно будет знать, используется ли в соответствующей части инфраструктуры шифрование SSL. С помощью IaC-обработки можно быстро увидеть настройки SSL и выполнить код, чтобы убедиться, что действующая инфраструктура соответствует файлам конфигурации, определяющим использование SSL. История коммитов в системе контроля версий также служит журналом со сведениями о времени добавления или удаления настроек.

Принцип IaC-обработки

Существует несколько зависимостей, которые необходимо реализовать для полного внедрения IaC-обработки.

Хостинг с удаленным доступом или облачная платформа IaaS
Самая первая и главная зависимость — это хостинг с удаленным доступом. Инструмент управления конфигурацией должен подключаться к удаленному узлу и изменять его. Если используется удаленная инфраструктура с самостоятельным управлением, команда должна обеспечить доступ к ней для инструмента управления конфигурацией. На платформах облачного хостинга с поддержкой IaaS-инфраструктуры доступен ряд API, которые позволяют пользователям автоматически создавать, удалять и настраивать инфраструктурные ресурсы по требованию. Эти API также доступны для инструментов управления конфигурацией, что делает возможным дальнейшую автоматизацию таких задач. Примеры популярных платформ IaaS: Digital Ocean, Amazon AWS, Microsoft Azure и другие.

Платформа управления конфигурацией
Следующим условием применения IaC-обработки является набор инструментов, который подключается к API IaaS-инфраструктуры и автоматизирует типовые задачи. Команда может самостоятельно сформировать набор скриптов и инструментов. Однако это требует серьезной работы и подразумевает дальнейшее обслуживание. Скорее всего, такие инвестиции плохо окупятся. Эту проблему решает ряд готовых платформ управления конфигурацией с открытым исходным кодом, например Terraform, Ansible, SaltStack и Chef.

Система контроля версий
Для объявления выполняемых задач и последовательностей платформа управления конфигурацией использует человеко- и машиночитаемые текстовые файлы, написанные на языке разметки, например YAML. Такие текстовые файлы можно рассматривать как файлы кода приложений и хранить в репозитории с контролем версий. Репозиторий выступает в качестве центрального достоверного источника информации, позволяя выполнять запросы pull и проверку кода. Самая распространенная система контроля версий — Git.

Теперь, когда все условия соблюдены, давайте рассмотрим сценарий, в котором разработчик добавляет в систему новую прикладную службу. В этом сценарии будет показан рабочий процесс IaC-обработки.

  1. Разработчик редактирует конфигурационный текстовый файл YAML на платформе для управления конфигурацией, например Terraform. Изменения описывают необходимость в новом хостинг-сервере.
  2. Разработчик выполняет коммит изменений в функциональную ветку репозитория Git. Проектный репозиторий Git размещен в Bitbucket, поэтому разработчик создает запрос pull. Другой участник команды просматривает запрос и узнает о новых изменениях в инфраструктуре. Он подтверждает запрос pull, и разработчик выполняет слияние коммита в главную ветку репозитория.
  3. На этом этапе для выполнения обновлений необходима платформа конфигурации. Обновление может запускаться разработчиком вручную. Команда использует Bitbucket, и потому у нее есть возможность автоматизировать эту операцию с помощью конвейера Bitbucket Pipelines.
  4. После выполнения изменения платформа Terraform взаимодействует с IaaS-инфраструктурой команды: отправляет ряд команд в адрес API IaaS-платформы, чтобы привести IaaS-инфраструктуру в соответствие с ожидаемой конфигурацией.

Заключение

IaC-обработка — очень эффективная форма управления конфигурацией, направленная на автоматизацию управления облачной ИТ-инфраструктурой. Средства IaC-обработки можно использовать для достижения уровней автоматизации CI/CD, способных менять инфраструктуру проекта. IaC-обработка позволяет получить множество полезных аналитических данных о коммуникативных процессах и обеспечивает прозрачность при изменении инфраструктуры. Для применения этого подхода требуется ряд зависимостей, например платформы хостинга и инструменты автоматизации, которые сегодня часто предоставляются поставщиками хостинга.

How Infrastructure as Code (IaC) manages complex infrastructures

Ian Buchanan Ian Buchanan

The rise of hardware virtualization in the mid-2000s spawned new opportunities of cloud infrastructure hosting. Cloud hosting providers began offering access to dynamic Infrastructure as a Service (IaaS) platforms. As these platforms grew and began offering more complex infrastructure assets, the complexity of a traditional systems administration role also grew. The need to rapidly configure and manage complex cloud infrastructures quickly became a challenge. 

The idea of Infrastructure as Code (IaC), or modeling infrastructure with code, was spurred on by the success of CI/CD. DevOps proved how productive it was to commit code to a Git repository and then apply feature branches and pull request workflows. The automation these workflows brought to software development helped reduce the new complexity of cloud systems administration.

What is Infrastructure as Code?

Infrastructure as Code is an IT infrastructure management process that applies best practices from DevOps software development to the management of cloud infrastructure resources. Applicable infrastructure resources are virtual machines, networks, load balancers, databases, and other networked applications. 

IaC is a form of configuration management that codifies an organization's infrastructure resources into text files. These infrastructure files are then committed to a version control system like Git. The version control repository enables feature branch and pull request workflows, which are foundational dependencies of CI/CD.

Infrastructure as Code is made possible by the rise of cloud infrastructure hosting platforms, specifically IaaS platforms. IaaS allows on-demand provisioning and requisition of cloud resources through remote APIs, which set the template for properties committed to the infrastructure configuration files. IaC’s automation features can take the configuration files and run them against the remote IaaS APIs.

Once a team has committed infrastructure configuration to version control, they can apply CI/CD practices to infrastructure changes. Infrastructure updates can follow a DevOps workflow. If a team member has edited one of the configuration text files, pull requests and code review workflows can be used to audit and verify the correctness of the edits. Furthermore, a DevOps-enabled infrastructure as code system will utilize automatic infrastructure deployments and rollbacks.

Why is Infrastructure as Code important?

IaC evolved to help solve the problem of “environment drift”. Cloud applications usually have separate deployment environments for the stages of their release lifecycle. It’s common to have development, staging, and production environments. These environments are composed of networked resources like application servers, load balancers, and databases. Environment drift occurs when the infrastructure between these different environments falls out of sync. 

Without IaC, infrastructure management can be a disorganized and fragile process. System administrators manually connect to remote cloud providers and use API or web dashboards to provision new hardware and resources. This manual workflow does not give a holistic view of the application infrastructure. Administrators may manually make changes to one environment and forget to follow through on the other. This is how environment drift happens.

Environment drift becomes an expensive business waste. Bugs and failures happen because teams build against a staging or development environment and then find upon deployment that the production environment is out of sync, which leads to a time-consuming investigation of why and what is missing. 

Without IaC, manual infrastructure management is a slow process. If a required infrastructure change is identified due to environment drift, spikes in traffic, or some other issue, it can take an unknown amount of time for a systems administrator to react and adapt. This leads to outages and customer frustration. With IaC in place, infrastructure can automatically adapt to changes in configuration and react to spikes in traffic with auto-scaling features.

Infrastructure as Code brings more oversight and visibility to manual systems administration. With the infrastructure configuration files committed to a central version control repository, all team members can view and edit infrastructure data. This enables powerful auditing capabilities. For example, if your team undergoes a PCI compliance audit, you'll need to know if a specific part of your infrastructure is using SSL encryption. With IaC you can quickly see how SSL is configured and execute the code to make sure the live infrastructure matches the configuration files, which identifies if SSL is enabled. The version control commit history also acts as a log to review when it was added or removed.

How does Infrastructure as Code work?

There are a few dependencies that need to be in place to fully achieve Infrastructure as Code.

Remote accessible hosting or IaaS cloud hosting platform
The first and foremost dependency is remote accessible hosting. The configuration management tool needs to connect to and modify the remote host. If the remote infrastructure is self-managed your team needs to ensure the configuration management tool has access. The IaaS-enabled cloud hosting platform offers APIs that allow users to automatically create, delete, and modify infrastructure resources on demand. These APIs can also be accessed by configuration management tools to further automate these tasks. Some examples of popular IaaS platforms are Digital Ocean, Amazon AWS, and Microsoft Azure.

Configuration management platform
The next requirement to complete IaC is a tools suite that connects to the IaaS APIs and automates common tasks. A team can create a set of scripts and tools. However it would be a lot of work, future maintenance, and probably have a low return on investment. There are already many open source configuration management platforms that solve this problem, including Terraform, Ansible, Salt Stack, and Chef.

Version control system
A configuration management platform uses human and machine-readable text files written in a markup language like YAML to declare tasks and sequences for the platform to execute. These text files can be treated like application code files and stored in a version control system repository. The repository acts as a central source of truth and enables pull requests and code review. The most popular version control system is Git. 

 

With these dependencies in place, let's consider an example scenario in which a developer wants to add a new application service to a system. This scenario helps demonstrate an IaC workflow

  1. The developer edits a YAML configuration text file in their configuration management platform of choice, Terraform. The edits specify that a new hosting server is needed.
  2. The developer commits edits to a feature branch in the Git repository. Because the project's Git repository is hosted on Bitbucket, the developer opens up a pull request. Another team member reviews the pull request and becomes aware of the new infrastructure changes. The team member approves the pull request and the developer then merges the commit to the main branch of the repository.
  3. At this point, the configuration platform is needed to execute an update. The update can be manually triggered by the developer. Because the team is using Bitbucket they also have access to Bitbucket Pipelines and can automate this step with a pipeline.
  4. Upon execution Terraform interfaces with the team's IaaS. Terraform executes a series of commands against the IaaS API to bring the IaaS up to date with the expected infrastructure configuration.

In conclusion...

IaC is a highly productive form of configuration management that focuses on automating cloud IT infrastructure management. Once IaC is in place it can be used to achieve levels of CI/CD automation for changes to a project's infrastructure. IaC enables many beneficial insights into communication and transparency around infrastructure changes. IaC requires a set of dependencies like hosting platforms and automation tools, that are widely available from modern hosting companies.